Дизартрия | Упражнения для речи после инсульта

  • Дизартрия | Упражнения для речи после инсульта

    Во время острого нарушения кровообращения происходит поражение различных областей мозга. В зависимости от поврежденной структуры, возникают нарушения функций организма. Чаще всего страдает речевой центр, что приводит к потере речи у человека после перенесенного им инсульта.

    Подобное возможно как при геморрагическом инсульте, когда к головному мозгу поступает избыточный объем крови, так и при ишемическом, когда кровоснабжение оказывается недостаточным. Отказ речи или афазия случается при поражении левого полушария и сопровождается параличом правой половины тела.

    Для удачного восстановления речи после перенесенного инсульта необходимо определить тип афазии и вызываемые ею поражения органов и тканей человека.

    • Тотальная или полная. Как правило, наблюдается непосредственно после геморрагического или ишемического инсульта. В этом состоянии человек не узнает близких, не понимает обращенную к нему речь, не может говорить.
    • Моторная. Возможность говорить есть, но дикция становится нечеткой из-за проблем с мимикой. При этом человек мыслит, все понимает, его мозговые центры не нарушены, но он не может внятно отвечать из-за паралича лицевых мышц, языка.
    • Сенсорная. В результате нарушения центра Вернике, отвечающего за распознавание речи, больной не может понять родной язык и воспринимает его как незнакомый.
    • Амнестическая. Речь после инсульта есть, но пациент время от времени забывает слова, названия предметов.
    • Семантическая. Человек понимает только короткие и простые речевые конструкции, сам говорит короткими предложениями, не в силах понять длинных фраз.

    В большинстве случаев упражнения для восстановления речи после инсульта приводят к возвращению речевых навыков, если и не в полном объеме, то в достаточном для общения. Но никто не даст гарантии, что процесс пойдет успешно. Это зависит от степени поражения мозга, условий, в которых оказался пострадавший, регенеративных способностей организма, решимости, воли к победе.

    Для достижения оптимальных результатов важно правильно оценить состояние пациента и, исходя из него, назначить программу восстановления больного после инсульта. Чем раньше были начаты мероприятия, тем больше шансов, что человек заново овладеет утраченной речью.

    Процесс этот может занять немало времени, но если по прохождении пяти – десяти лет возможность общаться не вернулась, то вероятность успеха практически исчезает.

    Простые проблемы с речью у человека с афазией обычно уходят через три – шесть месяцев занятий и упражнений.

    Дизартрия | Упражнения для речи после инсульта

    Для удачного восстановления больного после инсульта родственникам рекомендуется соблюдать следующие правила поведения:

    • постоянно давать человеку ощущение того, что он нужен, дорог, важен для вас;
    • поддерживать больного, демонстрировать уверенность в его скорейшем выздоровлении и желание помочь;
    • как можно чаще разговаривать с больным, вовлекая его в обсуждение семейной жизни;
    • включать любимую музыку пациента – она способствует пробуждению речевых импульсов, восстановлению речи после инсульта;
    • запастись терпением при выполнении упражнений, не выказывать раздражения при неудачах.

    Реабилитация может проводиться в домашних условиях, но только после осмотра врачом, определения степени повреждений мозга и составления индивидуального плана лечения.

    Начинать проводить упражнения можно через неделю после перенесенного инсульта при условии, что состояние больного стабилизировалось.

    В противном случае речью можно заняться позднее, в течение двухмесячного периода после нарушения мозгового кровообращения.

    Метод, используемый для восстановления больного после инсульта с потерей речевых навыков, зависит от стадии постинсультного периода. На раннем этапе используется:

    • фармакологическое лечение;
    • массаж;
    • занятия с логопедом.

    Специалист намечает программу действий еще в стационаре, но дальнейшим восстановлением речи больного занимаются его домашние.

    Дизартрия | Упражнения для речи после инсульта

    В постинсультный период больному назначаются препараты, позволяющие ограничить очаг поражения мозга, восстановить нормальное кровообращение, питание нервных тканей. Врач может назначить следующие лекарства:

    • ноотропы для стимулирования регенерации, помощи в восстановлении функции клеток мозга;
    • гипотензивные средства для купирования критического подъема артериального давления;
    • кроверазжижающие препараты, понижающие вязкость крови у человека, перенесшего инсульт, способствующие улучшению церебрального кровообращения;
    • диуретики для снятия отеков мозга.

    В ряде случаев для дополнительной стимуляции процессов восстановления могут назначаться мексидол, актовегин, глиатилин, цераксон.

    Любые лекарственные средства, хотя и снижают тяжесть нарушений мозга, но не способны самостоятельно вернуть речь пациенту. Препараты оказывают воздействие только в комплексе с упражнениями, назначенными логопедом.

    Дизартрия | Упражнения для речи после инсульта

    Вместе с нарушенной речью больные, перенесшие инсульт, сталкиваются с такими проблемами как:

    • нарушение жевательной функции;
    • слюнотечение;
    • обвисание щеки, уголка рта.

    Специальный массаж позволяет вернуть человеку с перенесенным недавно инсультом тонус лицевых мышц, восстановить мимику. После облегчения состояния будет проще выговаривать слова. Точки для массирования должен определить врач: он расскажет, какие участки лица необходимо тонизировать, какие расслабить. Действовать наугад в этом случае опасно – можно навредить.

    Помимо массажа лица назначается массаж языка, губ, щек, ушей, кожи головы, кистей рук. Это позволяет снять скованность мышц и улучшить речь.

    Дизартрия | Упражнения для речи после инсульта

    Работа логопеда крайне важна для восстановления речи после инсульта. Специалист на основании состояния пациента назначает подходящие упражнения. Сначала врач проводит занятия сам, объясняя родственникам особенности проведения тех или иных техник. Впоследствии родные будут заниматься с больным дома. Правила проведения упражнений по восстановлению речевых функций следующие:

    • задания надо выполнять от простых к более сложным;
    • необходимо хвалить больного при каждом, даже минимальном, успехе;
    • важно избегать переутомления;
    • частота занятий не должна превышать пять – десять раз в неделю.

    Назначенную логопедом программу по восстановлению речи надо периодически корректировать, основываясь на достижениях.

    Суть логопедической работы состоит в вовлечении разных областей мозга в процесс управления речью. Существуют разные комплексы, позволяющие восстановить речь после инсульта:

    • фонетические – для диагностики формы афазии, последующего улучшения контроля мимики, в первую очередь языка и губ. Больной повторяет за врачом отдельные звуки, слова, скороговорки;
    • семантические – для стимулирования активного мышления. Пациент должен продолжать предложения, ассоциативные ряды, вести диалоги на нейтральные темы;
    • наглядные – при наличии сенсорной афазии у человека применяются карточки с картинками, книжные иллюстрации, специальные пособия, побуждающие находить связи, последовательности;
    • творческие – включают в себя арт-терапию, пение, занятия музыкой.

    Важное условие – все логопедические тренировки должны проходить в спокойной, позитивной обстановке.

    Каждый раз перед началом логопедических упражнений рекомендуется проводить гимнастику для улучшения артикуляции и улучшения работы лицевой мускулатуры:

    • выдохнуть воздух через сложенные трубочкой губы, издав звук «У»;
    • слегка покусать сначала нижнюю, потом верхнюю губу (только при условии незначительной потери чувствительности);
    • улыбнуться, сохранив максимальную симметричность уголков губ;
    • свернуть язык в трубочку;
    • почмокать губами;
    • облизать губы, провести языком по небу;
    • медленно надувать и сдувать щеки.

    Такая разминка позволяет повысить качество последующих логопедических занятий.

    Призваны улучшить контроль над мимикой, языком, губами.

    Упражнения для языка:

    • высунуть язык, подержать несколько секунд;
    • высунуть язык, поднять к носу, подержать;
    • высунуть язык, направить к одному уголку рта, потом к другому;
    • водить кончиком языка по небу вперед-назад;
    • цокать языком;
    • прикусывать расслабленный язык;
    • облизывать губы справа налево и слева направо.

    Упражнения для губ:

    • сложить губы трубочкой и вытянуть;
    • улыбнуться, не разжимая губ;
    • поднять верхнюю губу, показав зубы, подержать несколько секунд;
    • надуть щеки, перекатывать воздух из стороны в сторону;
    • подуть сквозь расслабленные губы;
    • оттянуть губы пальцами вверх, вниз, в стороны;
    • чередование приподнятых и опущенных уголков губ.

    Упражнения для голоса:

    • произносить поочередно гласные на выдохе;
    • артикулировать как при произнесении «Ы» только без звука;
    • произносить гласные подряд с перетеканием одного звука в другой, с ударением в разных местах;
    • произносить согласные: сначала глухие поочередно и подряд, потом звонкие.
    Читайте также:  Гигиенические средства по уходу за лежачими больными в домашних условиях

    Комбинации звуков для каждого человека логопед должен определить индивидуально.

    Упражнения для мимики:

    • поднимать, опускать, хмурить, расслаблять брови;
    • широко открывать, потом расслаблять рот;
    • надувать-сдувать щеки;
    • складывать губы как для поцелуя;
    • вытягивать язык в разные стороны;
    • двигать челюстью вправо, влево, по кругу.

    Дизартрия | Упражнения для речи после инсульта

    Физиотерапия

    Нарушения речи после инсульта и ЧМТ: как помочь восстановиться близкому человеку

    Дизартрия | Упражнения для речи после инсульта

    Причины речевых нарушений

    Это происходит вследствие нарушения мозгового кровообращения, опухоли, нейроинфекции, черепно-мозговой травмы. Иногда нарушения обнаруживаются после проведения нейрохирургической операции. В зависимости от того, в какой зоне был задет речевой центр, может развиться то или иное речевое нарушение.

    К счастью, это обратимый процесс. При вовремя начатой планомерной работе потерянные функции можно восстановить. Я сейчас как раз работаю с таким пациентом.

    Он поступил после инсульта с диагнозом «афазия», вообще не понимал обращенную к нему речь, говорил, но лексикон при этом был весьма скудным, не мог писать, читал только простые слова.

    Прошло 5 месяцев после начала занятий – он уже вышел на работу и живет обычной жизнью.

    Формы речевых нарушений

    Самые распространенные речевые нарушения, с которыми поступают пациенты, – афазия и дизартрия.

    Причина афазии (утрата речи) – повреждение речевого центра в головном мозге, проще говоря, не поступает сигнал от мозга к языку.

    Причина дизартрии (неправильное произношение) – отсутствие связи между мозгом и мышцами, которые участвуют в артикуляции. Другими словами, это неполный паралич органов артикуляции. Человек все понимает, пишет, читает. Но слова произносит неправильно.

    Эти речевые нарушения имеют 6 различных форм и могут быть выражены слабо, умеренно или сильно. Так, человек с легкой степенью дизартрии может путать буквы в слове, к примеру, вместо «кран» говорить «кнар».

    Понимание обращенной к нему речи, чтение и письмо (эти функции напрямую связаны с речью) у него сохраняются. Человек с сенсорной афазией может понимать речь других людей, но при этом сам он не в состоянии выразить свои мысли.

    Он может вести себя импульсивно, активно жестикулировать, его речь кажется другим бессмысленным потоком слов. При этом интеллект его полностью сохранен. Пациент с тяжелой формой афазии (сенсомоторной) не понимает обращенной к нему речи и сам не может ничего сказать.

    Если обратиться к нему с самой простой инструкцией, например, поднять руку или показать телефон, он не поймет этих слов.

    Как правило, проблему замечает лечащий врач, который ведет пациента по его основному заболеванию. Как правило, он приглашает невролога и логопеда, и они уже выставляют окончательный диагноз. Лечение речевых нарушений нужно начинать как можно раньше, буквально на больничной койке стационара. И продолжать после выписки в реабилитационном учреждении. Это даст больше шансов на выздоровление.

    Дизартрия | Упражнения для речи после инсульта

    Как проходит реабилитация речевых нарушений

    К примеру, в нашей больнице с ними работают пять опытных логопедов. Работа основывается на индивидуальном подходе, используются различные реабилитационные методики по восстановлению речи, большое количество наглядного материала, специальные упражнения, тексты.

    При дизартрии используем артикуляционные, дыхательные упражнения, мимическую гимнастику, упражнения для улучшения просодической стороны речи. Занятия длятся 30–40 минут. При легкой степени они проходят через день, при тяжелой – каждый день.

    Реабилитация после черепно-мозговой травмы длится 21 день, после инсульта – 28 дней. За это время у пациента может начаться прогресс, но и после выписки останавливать занятия ни в коем случае нельзя. Иначе есть риск отката к прежнему состоянию.

    Дизартрия | Упражнения для речи после инсульта

    Логопед-афазиолог – довольно редкий специалист. Не во всех регионах его можно найти. Тем не менее надо искать и не сдаваться. Во-первых, можно обратиться в поликлинику по месту жительства. При наличии симптомов терапевт/врач общей практики даст направление на реабилитацию. К нам в больницу едут со всей республики.

    Еще один вариант – связаться с логопедом онлайн, например, по видеосвязи, по скайпу. При легкой и средней форме можно работать вполне эффективно. Желательно выходить на связь с логопедом два раза в неделю. Он будет оценивать состояние, давать задания и контролировать их выполнение.

    Если затянуть с восстановлением и обратиться к логопеду, скажем, через два года, то даже при интенсивной работе больших улучшений не будет. Как ни странно, такие случаи бывают.

    Пациенты с сенсорной афазией часто подстраиваются под свою болезнь, начинают хорошо ориентироваться в своем бытовом пространстве дома и какие-то элементарные вещи они понимают, смотрят телевизор вместе с семьей, машут головой, если к ним обращаются с вопросом.

    Часто родственники даже не знают, что их близкие люди заболели. Они не замечают, что человек, к примеру, перестал читать или писать от руки.

    Если у вас есть сомнения по поводу близкого человека, попросите его прочитать фрагмент из книги или переписать его на бумаге. Посмотрите, изменились ли речь, интонация, темп чтения, почерк. Можно разложить перед человеком три предмета и попросить его сказать, где тут телефон, расческа или яблока. Если он не сможет это сделать – это повод обратиться к врачу.

    Важно помнить, что родственники не в состоянии оценить состояние пациента. Такую оценку может дать только логопед. Но кое-то они сделать могут. При реабилитации речевых нарушений исключительно важна поддержка близких людей.

    Рекомендации для родственников пациентов с афазией и дизартрией

    Люди с сенсорной афазией все слышат, но при этом они не понимают окружающих. Если хотите представить, каково это, вообразите, что к вам обращается иностранец на неизвестном языке. Кто-то реагирует испугом, кто-то раздражением. Есть определенные правила общения с такими людьми, их надо знать. (Правила вы найдете в конце статьи.)

    Одна из основных рекомендаций – не относиться ко взрослому человеку как к ребенку. Допустим, заболел мужчина 55 лет, до инсульта он работал на должности руководителя, у него семья, дети, статус.

    Да, он потерял речь, но интеллект-то у него сохранен. И вот родственники, пытаясь научить его заново читать и писать, дают ему букварь. Это может спровоцировать агрессию со стороны пациента. И это понятно.

    Поэтому наглядный материал должен быть достаточно взрослым.

    К счастью, многие родственники пациентов интуитивно сразу находят правильный подход, не только поддерживают близкого человека, но и вместе с ним занимаются – пишут, считают, даже поют песни. Упражнения для самостоятельных занятий есть в отрытом доступе в интернете. При желании их можно найти и скачать.

    Дизартрия | Упражнения для речи после инсульта

    На эффективное восстановление речи влияет много факторов. Имеет значение очаг поражения головного мозга и его размеры. Также важно как можно раньше начать реабилитацию. По результатам исследований наилучшая эффективность достигается при старте в первые 3 месяца.

    Восстановление речи – очень длительный и трудоемкий процесс, он не заканчивается в реабилитационном отделении. Когда человек возвращается домой и приступает к самостоятельной работе, ему важна поддержка родственников в его занятиях.

    Они часто испытывают огромный дискомфорт, стеснение, недоверие, не хотят, чтобы кто-то видел их недуг. Но это ошибка. Я настаиваю, чтобы мои пациенты не изолировали себя от общества, а обязательно оставались в своем привычном близком кругу людей, способных поддержать их.

    Читайте также:  Полип шейки матки: симптомы и лечение, причины полипов в цервикальном канале и опасно ли это - лечение в Москве

    По моему опыту так пациенты восстанавливаются быстрее.

    Еще крайне важна мотивация самого пациента. Речевые нарушения – это не то, что пройдет само со временем.

    Хочет ли человек сам прилагать усилия и двигаться к выздоровлению? У меня был пациент с сосудистой патологией. По профессии он журналист, речь – это его заработок.

    Поэтому и мотивация у него была крайне высокая, занимался он с полной отдачей. В результате ему удалось вернуться в профессию.

    Тем не менее даже с немотивированным человеком мы продолжаем работать. Хвалим его, поддерживаем, вызываем положительные эмоции. В нашей больнице с пациентами работают еще и психологи – они восстанавливают когнитивные функции (память, внимание, мышление) и вселяют веру в себя.

    Что касается возраста, то я могу согласиться с утверждением, что молодые люди, как правило, отстраиваются быстрее. Но это происходит не всегда.

    Я могу привести пример, когда вот уже пять лет 20-летний парень пытается восстановиться после ДТП, но пока еще не может выйти на работу.

    А потерявшая речь 75-летняя женщина за 3 месяца так отстроилась, что теперь самостоятельно живет в квартире, отвечает на телефонные звонки – и родственники за нее спокойны.

    Дизартрия | Упражнения для речи после инсульта

    Памятка

    Рекомендации по общению с людьми с афазией

    • Говорите медленно, короткими предложениями, интонационно выделяя важные слова.
    • Спрашивайте, понимает ли вас человек.
    • Когда важно обеспечить понимание, задавайте простые вопросы, требующие ответа «да/нет».
    • Давайте время на ответ, не торопитесь и проявляйте терпение.
    • Показывайте человеку, что вы его понимаете или не понимаете.
    • Используйте жесты, рисунки, показывайте на предметы. Можно использовать для общения самодельные или готовые наборы картинок или символов.
    • Иногда человеку с афазией проще нарисовать, чем сказать: имейте при себе пишущие принадлежности.
    • Когда говорите, можно попробовать записывать на бумаге ключевые слова в качестве зрительной опоры. Однако учтите, что часто при афазии сильно нарушено и чтение.
    • Устраняйте отвлекающие факторы и фоновый шум (радио, ТВ).

    Чего не стоит делать

    • Говорить как с ребенком или как с человеком с нарушениями слуха или интеллекта.
    • Говорить за человека, заканчивать за него предложения.
    • Обсуждать человека в его присутствии, даже если он плохо понимает речь.
    • Проявлять нетерпение, требовать речевого общения на прежнем уровне.
    • Заниматься по азбуке или букварю.

    Речевая реабилитация после инсульта

    Дизартрия | Упражнения для речи после инсульта

    Специалисты считают, что эффективная реабилитация возможно в любом периоде, но наименее затратна по прилагаемым усилиям она именно в первые месяцы после стабилизации пациента. Восстановление всегда должно быть комплексным, с проработкой всех возможных проблем, но с упором на имеющиеся в каждый определенный период нарушения.

    Виды расстройств речи при инсульте

    При повреждении речевых центров у больного могут наблюдаться 2 вида расстройств – афазия и дизартрия. Афазия характеризуется нарушением воспроизводимой и понимаемой речи, причем как устной, так и письменной.

    У пациента может наблюдаться частичная афазия с нарушением произношения или понимания чужой речи на слух.

    А может развиваться тотальная афазия, при которой больной не может произнести внятно даже отдельные слова, не понимает, что ему говорят или показывают на картинках. 

    Дизартрия, по сути, является парезом мышц гортани, губ, языка, нижней челюсти. При дизартрии больной все понимает, может читать, писать, но испытывает сложности с произношением.  

    Лечение афазии в реабилитационном периоде инсульта

    Начинать рекомендуется уже в первую неделю, когда больной еще находится на стационарном лечении. На этом этапе не нужно заставлять человека, перенесшего инсульт, произносить длинные, пространные предложения.

    С ним нужно как можно больше разговаривать, терпеливо выслушивать, что пытается сказать больной. Не нужно перебивать, подсказывать, торопить пациента. Важно всегда двигаться от простого к сложному.

    Методика восстановления речи при моторной афазии подразумевает такие этапы:

    • диалог с больным, где пациент в основном слушает, а ухаживающий рассказывает;
    • произношение больным отдельных слов, чаще названий предметов;
    • складывание в уме и произношение простых фраз, например, «хочу пить»;
    • пересказ прочитанного текста. Вначале берется очень простой детский текст, по мере наступления прогресса он усложняется;
    • рассказ-монолог по картинке или на заданную тему;
    • рассказ о прошедшем дне;
    • диалоги. 

    В период реабилитации можно применять компьютерные программы, помогающие в восстановлении речи. Больному полезно слушать аудиокниги и пытаться пересказать услышанное. Также не запрещено любое творчество – рисование, попытки пения и т.д.

    При сенсорной афазии, когда у больного нарушено восприятие речи, с ним работают, как с ребенком, обучают заново сопоставлять предметы, выполнять действия по названиям.

    В качестве вспомогательных материалов используются детские кубики, картинки с подписями, иллюстрированные словари. Очень важно не отправлять больного в изоляцию.

    Для правильного и относительно быстрого восстановления очень важно часто и доброжелательно говорить с пациентом, обсуждать семейные или бытовые вопросы, рассказывать об интересных событиях за день. 

    Лечение дизартрии в период реабилитации после инсульта

    При этом нарушении очень важно как можно быстрее восстановить нормальную иннервацию мышц речевого аппарата. Для этого используется мягкий массаж лица, горла. Больному показана логопедическая гимнастика, состоящая из простых упражнений:

    • вытягивание губ в трубочку;
    • сворачивание языка;
    • облизывание губ языком справа налево и в обратном направлении;
    • движение нижней челюстью;
    • вытягивание языка вперед;
    • цоканье.

    Также очень важна речевая практика. Пациент должен посильно участвовать в семейных беседах, рассказывать о прошедшем дне, каких-либо заинтересовавших его событиях. Ухаживающие люди должны помнить – пациент с дизартрией полностью сохраняет ясность мышления, общаться с ним, как с малопонимающим ребенком не допустимо. 

    Для успешной речевой реабилитации очень важно восстановить адекватное кровообращение и нормализовать давление в очаге инсульта. Без лечения ишемии и достаточного насыщения клеток кислородом образование новых нейронных связей, обучение, устранение речевых нарушений не возможно.

    Дизартрия после инсульта

    Дизартрия – это расстройство произносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации мышц речевого аппарата (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры).

    Основные проявления: изменение тонуса мышц и звукопроизношения, речевого дыхания и просодики (тембра голоса, ритма, темпа и интонации).

    Данные нарушения обусловлены органическим поражением центральной или периферической нервной системы. При Дизартрии устная речь, понимание речи, чтение и письмо остаются сохранными.

    В особо тяжелых случаях речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц (анартрия).

    Клинические картины Дизартрий неоднородны. Различия между ними обусловлены прежде всего локализацией и размерами очага поражения.

    Специфику нарушения речи при каждой из форм Дизартрии (бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, подкорковая, корковая) также определяет: степень тяжести (грубая, средняя, легкая), этап заболевания (ранний или поздний восстановительный), патогенетические механизмы (характер нарушения мозгового кровообращения, степень выраженности нейродинамического компонента психической деятельности, состояние непострадавших участков головного мозга и др.)

    Каковы причины возникновения Дизартрии?

    Причинами могут являться острые нарушения мозгового кровообращения (инсульты), черепно-мозговые травмы, последствия нейрохирургических вмешательств, опухоли, различные нейродегенеративные процессы.

    Каковы симптомы Дизартрии?

    • ограничение подвижности органов артикуляции
    • нечеткая, смазанная, малоразборчивая речь («каша во рту»)
    • замены и искажения звуков
    • нарушение плавности речи (запинки, «спотыкания»)
    • замедление или ускорение темпа речи
    • специфический оттенок голоса (носовой, глухой, хриплый, сдавленный)
    • бедность интонирования (монотонная речь)
    • насильственный плач, смех, движения (гримасы)
    • Можно ли восстановить речь при Дизартрии?
    Читайте также:  Как помыть лежачего больного в домашних условиях

    Чтобы восстановить речь, необходима помощь логопеда. Специалист в ходе диагностического обследования устанавливает, какие именно аспекты произносительной стороны речи нарушены; составляет индивидуальную программу восстановления; проводит индивидуальные занятия (процедуры), включающие в себя логопедический массаж, дыхательную и артикуляционную гимнастику, вибростимуляцию речевой мускулатуры. Методика и продолжительность занятий определяются индивидуально.

    Чем раньше больной будет направлен к специалисту за помощью, тем быстрее он достигнет максимального уровня социального функционирования, улучшив, таким образом, качество жизни.

    Логопедическая помощь для взрослого

    Нарушения речи у взрослых: афазия и дизартрия

    Человек обычно говорит, чтобы передать свои мысли остальным. Если он перестанет этим заниматься, сказать, что он заскучает, — ничего не сказать.

    https://www.youtube.com/watch?v=FH9LxU99tOc

    Поэтому при любом отклонении в речи нужно обращаться за помощью к специалистам, чтобы не только исправить ситуацию, но и избежать серьезных последствий. Если вовремя этого не сделать, можно перестать произносить некоторые звуки или вообще перестать говорить, и это намного хуже того, когда кто-то просто не выговаривает звук «р».

    Какие нарушения речи чаще всего бывают у взрослых

    Проблемы с речью бывают не только у детей, которые только учатся говорить. По разным причинам взрослые, которые могли десятки лет говорить совершенно нормально, могут начать терять речь — в нашей клинике мы как раз занимаемся тем, что решаем такие проблемы.

    Поскольку взрослые разговаривают уже не первый год, чаще всего их проблемы связаны с травмами или болезнями, которые поражают головной мозг, и с возрастом риск нажить подобные проблемы только повышается. Мы занимаемся лечением афазии и дизартрии — нередких речевых нарушений, которые возникают как раз из-за таких ситуаций.

    Афазия

    Это нарушение или даже отсутствие речи, которая у человека уже сформировалась.

    Выделяют шесть-восемь типов афазии, но причины одни и те же: повреждение участков коры головного мозга, которые отвечают за речь.

    Часто так выходит из-за инсультов, но к расстройству речи могут привести ещё и черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга, прогрессирующие заболевания нервной системы и воспаления мозга.

    Какие симптомы

    В случае афазии нарушается не только речь самого пациента — кроме этого он может плохо различать речь окружающих и даже то, что написано в книге. Вот, что может происходить при разных типах афазии:

    Сложно и долго подбирать слова, чтобы вышло что-то связное, но это часто всё равно не получается, зато у отдельных слов или конструкций могут появляться новые значения.

    Одни звуки и слова постоянно заменяются другими, переставляются и повторяются. Начинается это, казалось бы, с безобидной замены «б» на «п», а заканчивается ещё непонятными комбинациями слов и предложениями чуть ли ни задом наперёд. В отдельных случаях такие проблемы происходят и с письменной речью.

    Сложно понять, что говорят другие люди. К тому же человек будто не понимает собственную речь и изливает поток сознания, причём в первые два месяца после болезни или травмы это может быть поток из случайных звуков или слов.

    Нарушается ритм и мелодика речи, она звучит неестественно: паузы слишком длинные, голос тихий, полушёпот.

    Сложно запомнить услышанную или прочитанную информацию. Проблемы могут возникнуть уже с четырьмя связанными по смыслу словами подряд. В такой ситуации длинные предложения трудно понять, так что они теряют смысл.

    Сложно называть предметы и пользоваться речевыми оборотами, крылатыми выражениями, пословицами. Понимать их тоже затруднительно.Как лечить и что будет, если не лечить

    Коррекцию афазии можно пройти только в клинике. Во время коррекции человек, заново учится правильно говорить, как в детстве. С логопедом он учится воспринимать устную и письменную речь, правильно использовать речевой аппарат (органы дыхания, язык, губы), произносить звуки.

    Лечение может меняться в зависимости от типа расстройства, но в любом случае его важно начать как можно раньше. Это потому, что человек привыкает к своей манере говорить, и дефекты речи закрепляются.

    Пациент может воспринимать одни звуки вместо других, постоянно повторять часто употребляемые слова и неправильно строить предложения.

    Если помедлить с коррекцией афазии, закрепившиеся нарушения устранять будет ещё дольше и труднее.

    Дизартрия

    Это тоже речевое нарушение, но при нём нарушается в первую очередь произношение — нарушается артикуляция звуков.

    Часто проявляется ещё в детском возрасте, но у взрослых может появиться из-за инсульта, черепно-мозговой травмы, опухоли головного мозга и целого ряда расстройств нервной системы: рассеянного склероза, церебрального атеросклероза, олигофрении, нейросифилиса, болезни Паркинсона.

    Какие симптомы

    Логопеды различают четыре степени дизартрии, но даже с самой лёгкой из них игнорировать докторов нельзя:

    1. нарушения произношения может выявить только логопед, в повседневной речи они малозаметны;
    2. нарушения заметны окружающим людям, но речь всё ещё понятная;
    3. речь понимают только люди, хорошо знакомые с пациентом, и посторонние люди, которые просто случайно понимают некоторые фразы;
    4. даже близкие люди не понимают, что человек говорит, если издаваемые им звуки вообще можно назвать речью — это тяжёлая дизартрия, или анартрия.

    Само собой, на каждой стадии расстройства симптомы разные, но в целом при дизартрии весь артикуляционный аппарат становится расслабленным. Даже если мышцы напряжены, говорить не хочется и не особо хорошо получается. Вот что конкретно происходит:

    Речь невнятная, малопонятная, медленная. Возникает ощущение «смазанности» всего того, что говорит человек, будто у него каша во рту, он пытается что-то сказать, но пока не понимает, что это почти бесполезно.

    Голос тихий, слабый, глухой, а дыхание учащённое и прерывистое. Из-за этого речь становится монотонной, говорить чётко сложно.

    Некоторые звуки выпадают, некоторые человек произносит через нос (происходит назализация, сравните «н» и «б»), речь в принципе упрощается и может показаться, что пациент пытается произнести многосложное слово одним слогом. Звуки искажаются и заменяются другими, как при афазии.

    • В зависимости от типа дизартрии, язык, губы, мышца лица и шеи могут работать по разному. В одних случаях они постоянно напряжены, в других — слишком расслабленны так, что рот приоткрыт. Помимо этого во время разговора такие слишком расслабленные мышцы могут резко напрягаться.

    Как лечить и что будет, если не лечить

    Сначала специалисты клиники диагностируют степень расстройства и определяют, в чём проблема, а потом проводят логопедическую работу: делают пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику, чтобы речь была синхронизирована с дыханием, исправляют и закрепляют правильное произношение звуков, работают над выразительностью речи.

    Так же, как и при афазии, коррекцию дизартрии важно начать как можно раньше. Дефекты речи становятся привычными, поэтому чем позже обратитесь в клинику, тем сложнее и дольше будет восстанавливать артикуляцию, а это непростой процесс — вспомните взрослых людей, которые с детства шепелявят или не выговаривают букву «р».

    Почему пациенты выбирают Центр АКМЕ

    Наш Центр более 10 лет помогает пациентам вернуться к здоровому и комфортному образу жизни. Эффективные методики, высокий профессионализм специалистов, позволяют справляться со всеми недугами и патологиями речи. Звоните прямо сейчас по телефону +7 (495) 792-1202 и записывайтесь на прием к специалисту Центра АКМЕ! Мы знаем, как вернуть Вам и вашим близким здоровье!

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector