Содержание:Общие сведения Причины общего недоразвития речи (ОНР) у детей Классификация Характеристика степеней ОНР Диагностика Коррекция ОНР у детей Возможные осложнения Профилактика
Общее недоразвитие речи у детей (ОНР) – это патологическое состояние, при котором происходит нарушение формирования всех речевых аспектов: произношение звуков, использование слов, построение предложений. При этом интеллект и слух ребенка сохранены, а непосредственно речь может как полностью отсутствовать, так и быть лишь слегка непонятной или неправильной. Логопеды и врачи клиники «СМ-Доктор» обследуют детей на предмет выявления ОНР, а также предлагают комплексные программы, направленные на восстановление речевых функций.
Общее недоразвитие речи – это самая частая речевая патология у дошкольников. Это состояние может возникнуть на фоне алалии, ринолалии, дизартрии и других нарушений. В каждом конкретном случае от врачей и логопедов требуется максимально подробное и тщательное обследование ребенка, которое поможет выявить причину и степень заболевания, а также подобрать индивидуальную коррекцию.
Как правило, ОНР возникает вследствие поражения нервной системы у ребенка во время внутриутробного развития, непосредственно родов или первых лет жизни (до того, как начнут формироваться речевые навыки). В число наиболее частых причин расстройства входит:
- инфекции, токсикоз, вредные привычки, тяжелые общие заболевания матери во время беременности;
- резус-конфликт;
- гипоксия плода;
- тяжелые роды, сопровождающиеся травмой и/или асфиксией младенца;
- черепно-мозговые травмы и нейроинфекции в первые годы жизни;
- социальные факторы: отсутствие внимания со стороны взрослых, неблагоприятная обстановка в семье и т.п.
Особенности проявлений общего недоразвития речи у детей и наличие сопутствующих заболеваний позволяет выделить несколько форм патологии:
- неосложненная: возникает на фоне минимальной мозговой дисфункции, как правило, протекает в нетяжелой форме;
- осложненная: у ребенка также имеется неврологическая симптоматика и/или психопатические расстройства;
- грубое недоразвитие речи на фоне органического поражения головного мозга (алалия).
В зависимости от степени нарушения речи при ОНР, логопеды выделяют 4 уровня речевого развития у ребенка, которые во многом определяют тип коррекции.
1 уровень речевого развития (ОНР первой степени)
Эта степень ОНР у детей сопровождается полным отсутствием речи, что неизбежно сказывается на развитии малыша. Характерными признаками расстройства являются:
- словарный запас, состоящий из простейших слов, их отрывков или звукоподражаний;
- максимальное сокращение сложных слов до 1-2 слогов или их отсутствие в речи;
- активное использование мимики и жестов для дополнения общения;
- отсутствие фразовой речи;
- относительно богатый пассивный словарь (ребенок хорошо понимает обращенные к нему слова).
2 уровень речевого развития (ОНР второй степени)
Диагноз ОНР второй степени у детей значит, что ребенок может общаться, но с трудом. Речь состоит из небольшого количества общеупотребительных слов.
Зачастую, ребенок произносит их неправильно, но в правильном контексте. Как правило, малыш не пользуется прилагательными, не понимает обобщений.
Во время разговора используются короткие предложения без согласования слов. Артикуляция значительно нарушена.
3 уровень речевого развития (ОНР третьей степени)
При этой степени ОНР малыш активно и много общается, обладает богатым словарным запасом и неплохо строит фразы, в том числе сложносочиненные предложения.
Как правило, родители и близкие родственники его неплохо понимают, но для посторонних людей требуется «переводчик».
Страдает, главным образом, произношение звуков, которые произносятся неправильно, заменяются более простыми и нередко сливаются между собой.
4 уровень речевого развития (ОНР четвертой степени)
При этой степени нарушения развития речи у детей проявления ОНР минимальны и характеризуются:
- смазанным звукопроизношением;
- периодической заменой звуков на похожие;
- периодическими ошибками в использовании некоторых слов (чаще прилагательных);
- ошибки в использовании суффиксов или падежей и т.п.
При этом речь более или менее понятна, словарный запас богатый. Тем не менее, даже такая форма ОНР может вызвать проблемы с обучением у детей дошкольного возраста, что, в свою очередь, становится причиной снижения успеваемости в школе.
Диагностика ОНР требует комплексного подхода. Непосредственно оценкой речевого развития занимается логопед, однако перед визитом к этому специалисту необходимо пройти медицинское обследование с участием невролога, педиатра и в некоторых случаях отоларинголога. Во время консультации специалист знакомится с пациентом и проводит логопедическое обследование, которое включает два этапа.
Сначала логопед беседует с родителями, уточняя особенности развития малыша, время появления гуления, первых слов и т.п. Налаживается контакт с маленьким пациентом, в процессе общения оценивается работа артикуляционного аппарата. Непосредственно логопедическое обследование включает оценку сформированности и связанности речи, активного и пассивного вокабуляра.
Выбор метода коррекции общего недоразвития речи у детей зависит от того, чем оно представлено. Малыш занимается с логопедом индивидуально или посещает специализированные группы детского сада. Занятия направлены на:
- улучшение понимания речи;
- пополнение активного и пассивного словарного запаса;
- активацию речи при первом уровне речевого развития;
- тренировка связности разговора;
- улучшение артикуляции;
- укрепление памяти и внимания;
- оттачивание мелкой моторики, которая влияет на качество речи и т.п.
При необходимости занятия дополняются медикаментозными препаратами, направленными на улучшение работы центральной нервной системы.
Без своевременной коррекции ОНР любой степени может стать причиной проблем с обучением в школе. У ребенка нередко возникают дисграфия, дислексия и другие сходные расстройства, которые значительно снижают успеваемость.
Постановка диагноза ОНР у ребенка не говорит, что это нарушение нельзя устранить. Своевременная и правильная коррекция, выполнение всех рекомендаций логопедов и врачей нередко обеспечивает хороший результат, при котором речь малыша становится связной и понятной плоть до полного соответствия возрастной норме. Сопутствующие нарушения в этом случае также корректируются.
Профилактика ОНР у детей – это, в первую очередь, выполнение всех рекомендаций врача во время беременности, родов и первых лет жизни малыша, снижение риска травм и регулярные развивающие занятия, разговоры с ребенком, чтение книг. Важно также своевременно обратиться к специалисту при первых признаках нарушений речи.
Если у Вас возникли сомнения по поводу речи Вашего малыша, не стоит беспокоиться раньше времени. Врачи и логопеды клиники «СМ-Доктор» проведут необходимые тесты и диагностику, а также при необходимости составят программу коррекционных мероприятий.
Врачи:
Лечение ОНР в клинике «Чудо Доктор»
ОНР (общее недоразвитие речи) – это системное нарушение, при котором уровень речевого развития ребенка отстает от возрастной нормы: у детей нарушено звукопроизношение и различение звуков, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы по количественным и качественным показателям, страдает связная речь. Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени.
Уровни ОНР
ОНР 1 уровня характеризуется отсутствием речи (так называемые – “безречевые дети”) или наличием элементов речи: словарный запас таких детей состоит из звукоподражаний и лепетных слов.
Одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий. Нередко свои “высказывания” ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов и наоборот.
Фразовой речи нет. В речи преобладают слова из 1 – 2 слогов.
ОНР 2 уровня (начатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные обще.употребительные слова. В речи детей с ОНР присутствует фраза из двух, трех слов, но связи между словами грамматически не оформлены.
Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм: замены падежных окончаний (“катался гокам” – катается на горке); ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов (“Коля питяля” – Коля писал); при изменении существительных по числам (“да памидка” – две пирамидки, “дв кафи” – два шкафа); отсутствие согласования прилагательных с существительны.ми, числительных с существительными.
Предлоги во фразе ребенок чаще всего пропускает, реже произносит простые предлоги или их лепетные варианты. Речь детей со вторым уровнем речевого развития часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Трудности встречаются в словах, состоящих из двух – трех и более слогов.
Дети c ОНР нарушают их последовательность, переставляют, опускают, добавляют слоги. Рассказ чаще сводится к перечислению увиденных событий и предметов.
ОНР 3 уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствующие пояснения. Свободное же общение крайне затруднено.
Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко.
Дети пользуются в основном простыми предложениями, при этом структура их может нарушаться: отсутствие главных и второстепенных членов предложения.
Дошкольники с ОНР неправильно употребляют формы множественного числа существительных, смешивают падежные окончания существительных мужского и женского рода, неправильно согласуют существительные с прилагательным, числительные с существительным. Отмечаются ошибки в употреблении сложных предлогов. Словарный запас достаточен в рамках бытовой повседневной ситуации. Отмечаются трудности в воспроизведении слов сложной слоговой структуры, например «экскурсовод проводит экскурсию».
Дети с трудом выделяют первый и последний звук в слове, что в дальнейшем будут служить препятствием для овладения чтением и письмом.
Хотя дети с ОНР пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники. При пересказе дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета.
IV уровень речевого развития характеризуется остаточными проявлениями недоразвития лексики, грамматики, фонетики и связной речи.
Коррекция общего недоразвития речи
Работу с ОНР ведет логопед на индивидуальных занятиях.
При поступлении ребёнка в детское логопедическое отделение проводится углублённое первичное обследование логопедом.
Общее недоразвитие речи: классификация ОНР, прогноз и коррекция
ОНР – это общее недоразвитие речи. Данное нарушение затрагивает все стороны речи ребенка, то есть ее звуковую, лексическую, грамматическую, семантическую составляющие. Проявления ОНР зависят от недостаточной сформированности различных компонентов речевого аппарата.
Они могут варьироваться от полного отсутствия речи до речи, с элементами фонетического, лексико-грамматической недоразвитости. Выявляется это заболевание проведением специальной диагностикой логопедом.
Программа коррекции, ее особенности, устанавливаются в индивидуальном порядке, лечащим врачом.
Среди всех детей с речевыми нарушениями, малыши с ОНР составляют около 40%. Сильные и глубокие ее проявления могут в будущем проявиться дисграфией, дислексией. Логопеды используют термин фонетико-фонематическое развитие или ФФН и ОНР используют чтобы обозначить несформированность речевой системы. ОНР у детей может наблюдаться при наличии дизартрии, алалии и других нарушениях.
Определение и диагноз по МКБ 10
По международной классификации болезней (МКБ), к речевым расстройствам относятся нарушения в экспрессивной и рецептивной речи. (F80.1 и 80.2). Проявляются они без предшествующего нормального ее развития. Спецификой речевого расстройства является нарушения в психоневрологическом развитии. Частота ее встречаемость среди дошкольников составляет примерно 5-10%.
Классификация
По клинической картине проявления ОНР разделяется на три группы:
- Неосложненная форма. Такие дети имеют минимальную мозговую дисфункцию, недостаточную регуляцию тонуса мышц, несформированности волевой и эмоциональной сферы.
- Осложненная форма. Встречается у пациентов с рядом неврологических или психопатических заболеваний, судорожными, церебрастеническим и другими.
- Грубое недоразвитие. Дети имеют поражения речевых отделов головного мозга, то есть при наличии алалии, дизартрии.
ОНР также имеет свои степени тяжести. Всего их четыре:
- первая степень – безречевые, с отсутствием общеупотребительной речи;
- вторая степень – имеются базовые элементы общеупотребительной речи, бедный словарный запас, аграмматизм;
- третья – наличие фразовой речи, с недоразвитостью звуковой и смысловой составляющих;
- четвертая степень – некоторые проблемы в фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторонах речи.
В зависимости от степени сложности определяется длительность коррекционной работы ОНР логопедом.
Таблица видов ОНР
Ниже представлена подробная таблица с классификацией и подробным описанием видов общего нарушения речи.
Характеристика степеней
Каждая степень ОНР имеет определенное соотношение между первичными и вторичными речевыми дефектами, которые тормозят формирование ее компонентов.
Переход с одного уровня на другой определяется наличием новых речевых возможностей, изменениями ее активности.
Самые стойкие проявления ОНР наблюдаются при моторной алалии, и реже – при заикании или ринолалии. Существует всего четыре степени ОНР.
ОНР первой степени
Такое нарушение характеризуется полным отсутствием речи, и такая степень обнаруживается сразу. Проявляется она в следующем:
- Словарный запас крайне ограничен. Для общения используются простейшие лепетные слова, отрывки слов, слоги либо звукоподражания. Малыш при этом любит общаться, но разговаривает с окружающими людьми на «своем» языке. То есть ребенок имеет в своей речи такие слова, как «гав-гав», «мяу-мяу», «ту-ту» и подобные.
- Дошкольник с первой степенью ОНР активно использует уместную мимику и жесты и несут в себе смысловую нагрузку. Ребенок использует эти приемы чтобы выразиться, а взрослый предпринимает все усилия чтобы их понять.
- В речи нет предложений или фраз, состоящих из нескольких слов. Наблюдаются только отдельные аморфные слова с общим смыслом, например, фраза «гав-гав ту-ту» означает что собачка поехала на поезде.
- Пассивный словарь значительно превышает активный. Малыш понимает речь, обращенную к нему, но не в состоянии что-либо сказать.
- Слова со сложным составом и структурой сведены к минимуму, длинные сложные слова им просто сокращаются, но понять их смысл можно. Например слово автобус может звучать как абус, или тубус.
ОНР второй степени
ОНР 2 типа отличается от первой степени наличием в речи ребенка малого количества общеупотребительных слов, произноситься они могут не вполне правильно. Также может быть заметно начало формирования связей между словами, но это еще имеет непостоянную основу. Для ОНР 2 степени характерны следующие симптомы:
- Ребенок употребляет одно слово, которым обозначает предмет или какое-либо действие, но в измененном виде. Например, слово «автобус» будет звучать как «абоус» в любом варианте контекста.
- Активный словарь весьма ограничен, при ОНР 2 не знают всех слов, обозначающие некоторые признаки предмета, например, описание его формы, цвета и других характеристик.
- Ребенок не имеет навыка объединять предметы в определенные смысловые группы, например столовые предметы – ложка, вилка, тарелка.
- Нарушено произношение многих звук, слов, фраз.
Также, характерными признаками ОНР 2 типа является наличие зачатков грамматических изменений в зависимости от сложности самого слова. Чем больше в слове букв, тем больше ребенок допускает в нем ошибок и нарушений. Он активно использует в своей речи слова, но не согласует их друг с другом. Так появляются фразы «мама купа» — «мама купается.
Таким образом предлоги просто пропускаются или используются не совсем правильно. Пациент может составить небольшой рассказ по показанной картинке и активной помощи родителя. Однако этот рассказ получается крайне скромным. Обычно используются двух-трехсложные предложения.
Сами слова при ОНР 2 сильно коверкаются, нарушена произношение слов с многосложной структурой.
ОНР третьей степени
Эта степень характеризуется задержкой грамматической и фонетической речевой составляющей. Ребенок обладает активной экспрессивной речью и в состоянии строить отдельные фразы и имеет достаточно большой запас слов. Проблемными точками речи являются:
- общается только с родителями, с другими людьми только с «переводчиком»;
- звукопроизношение сформировано не полным образом;
- в самостоятельной речи, звуки могут звучать неправильно;
- более сложные звуки заменяются простыми;
- испытывает затруднения с шипящими, свистящими и сонорными звуками;
- один и тот же звук может заменять несколько;
- словарный запас расширяется, но используется лишь его незначительная часть.
Грамматика также при ОНР 3 степени имеет нарушения, но малыш пытается выстраивать сложносочиненные предложения, но и с их произношением возникают сложности. Ребенок может не правильно оформлять предложения, но может создать небольшой рассказ.
Еще одной отличительной чертой является непостоянные грамматические ошибки, то есть в одном предложении одинаковая ошибка допускается, а другой фразе уже нет. Малыш может отставать в своих фонетических способностях, проявляющиеся в так называемых трудных словах.
Все эти факторы задерживают процесс подготовку ребенка к школе.
ОНР четвертой степени
Для этой степени характерно наличие лишь некоторых сложностей и ошибками в речи. Так создается общая картина, мешающая в полной степени овладеть речью, звукопониманием и произношением. Главное для родителей в этом случае, обратиться к специалистам логопедии, чтобы максимально быстро скорректировать все имеющиеся недостатки. Характерными признаками ОНР 4 типа являются:
- нет явных нарушений звукопроизношения, сами звуки поставлены правильным образом;
- речь невнятна с нечетким смазанным звукопроизношением;
- присутствуют нарушения структуры слогов, выражающиеся в замене звуков на похожие;
- неправильное использование некоторых слов, обозначающие признаки того или иного предмета;
- ребенок может не понимать или путать фразы «длинный стол» и «высоки стол»;
- трудности с подбором правильных суффиксов;
- могут встречаться аграмматизмы, но их число минимально.
Нарушения, характерные для 4 уровня ОНР встречаются не столь часто. Для речи характерно наличие критичности, а сам грамматический строй приближен к своей норме.
Причины ОНР
Причинами появления ОНР являются в основном проблемы во время беременности или родах, а также в первые годы жизни малыша. Самые основные причины ОНР:
- инфекционные заболевания матери во время вынашивания плода;
- токсикоз;
- родовая травма;
- асфиксия, гипоксия;
- несовместимость матери и ребенка по резус-фактору;
- нарушения в центральной нервной системе;
- травмы головы малыша в первые его годы жизни;
- влияние никотина, алкоголя, наркотиков;
- депривация.
Важны также и социальные причины. Это могут быть недостаточное общение с ребенком. Часто такая форма ОНР встречается у детей, проживающих вместе с родителями, имеющие проблемы со слухом. Заметно влияет на речевые навыки внимание взрослых к нему, должно уделяться много времени.
ОНР должно рассматриваться как системное нарушение, которое влияет на языковые подсистемы, то есть:
- фонетико-фонематическую;
- грамматику;
- лексическую;
- семантику.
ОНР 1 уровня у ребенка обуславливает его отставание от принятых возрастных норм. Это происходит по всему спектру показателей, как количественных, так и качественных. Такие дети имеют нарушения в общем ходе развития речи, сроках, а также порядке освоения им артикуляционными навыками. У специалистов есть сравнение общего речевого развития с языковой инфантильностью.
Сам механизм появления и развития общего нарушения речи имеет тесную связь с первичными речевыми дефектами и их прямыми причинами. При наличии нарушений, имеющие церебрально-органическое происхождение, такие как алалия или афазия, может иметь место грубое речевое расстройство, а также непонимание речи окружающих.
Таким образом страдают речепроизношение и ее восприятие. Если имеются анатомические пороки, недостаточность развития речевого аппарата, происходит распад слоговой структуры слов, нарушается лексико-грамматическая основа высказываний.
Диагноз онр может быть поставлен только проведением комплексного исследования. Диагностика проводится на первичной консультации с логопедом.
Специалист устанавливает контакт с ребенком, родители должны иметь медицинские заключения невролога, педиатра, результаты проведенных исследований.
Получив все имеющиеся сведения, специалист проводит изучение и определение речевого статуса своего пациента.
Логопедическое исследование проводится в два этапа – ориентировочный и языковое обследование. Ориентировочный проводится при помощи беседы с родителями. Так выясняются все особенности течения заболевания, какие причины этому сопутствовали, как развивался речевой аппарат. Также оценивается сам пациент – его способность идти на контакт, артикуляционная моторика.
При обследовании языка и его компонентов определяется сформированность речи, ее связанность, грамматика, запас слов.
В случае наличия ОНР первой степени, имеется грубая недоразвитость всей компонентов языковой системы, что объясняется отсутствием у ребенка общеупотребительный речи.
После этого специалист может составить свое заключение и установить клиническую форму патологии речевого аппарата.
Важно отличать недостаточную сформированность речи с иными формами, такими как безречье, аутизм, умственные отклонения, слуховые нарушения и прочее.
Стоит подробно изучить словарный запас страдающего ОНР. Это позволит дать оценку умения соотносить слово с конкретно данным предметом. Проводится это в несколько шагов:
- Подбор материала, разбитый по отдельным лексическим темам. Так определяется способность общения ребенка с окружающими его людьми.
- Предлагаются картинки с объектами.
- Используются картинки с названиями частей тела.
- Подбор синонимов к выбранному слову.
В ходе диагностики логопед должен дать свое заключение, в котором указан уровень развития речи, клиническую картину, степень ОНР, а также составить план коррекции выявленных нарушений.
Коррекция расстройства
Проводить коррекционную работу ОНР должен только квалифицированный специалист. Дети дошкольного возраста с первой степенью нарушения речи посещают специальные логопедические группы детского сада.
Сюда они должны поступать в возрасте 3-4 лет, а сами занятия проводятся группами, подгруппами и в индивидуальном порядке.
Цель коррекции – перевести ребенка на другую стадию речевого развития, компенсировать все имеющиеся отклонения.
Эта работа проводится одновременно по различным направлениям:
- Понимание речи. Эта задача лучше решатся проведением занятий в игровой форме. Малыш должен находить игрушки, которые ему называет специалист, показывать правильные картинки, расширять свой словарный запас, овладевать произношением фраз, словосочетаний, фраз из нескольких слов.
- Активация речи. Развитие у ребенка звукоподражания, например, голосам различных животных, музыкальных инструментов. Так стимулируется его речевая активность. В речь постепенно вводятся местоимения, глаголы, обращение ко взрослому.
- Неречевое развитие. Правильная речь невозможна без развития вспомогательных механизмов – концентрация внимания, развитие мышления, памяти. Большое внимание должно быть уделено интеллектуальному и психическому развитию ребенка. Вспомогательная методика — логоритмика, логопедический массаж, развитие мелкой моторики и артикуляции.
На последнем этапе, должно проведено постановка звукопроизношения с правильной грамматикой и оформлением речи.
Лечение ОНР второй степени включает в себя развитие речевых навыков у ребенка, понимание им речи взрослых, тренировка лексико-грамматической составляющей.
При третьей степени проводится формирование связной смысловой речи, улучшение лексики и грамматики, закрепление правильной артикуляции. Много времени должно быть уделено на усвоение необходимой грамоты.
Для детей с четвертой ОНР важно достичь ими своих возрастных речевых норм, что необходимо для успешной учебе в школе. Школьники с тяжелыми формами ОНР проходят обучение в школах, созданных для работы с детьми с речевыми нарушениями. Здесь ударение ставится на компенсацию всех сторон проявления недоразвитости речи.
Возможные осложнения
Для ОНР, как и для других речевых нарушений характерно наличие осложнений. В первую очередь это дисграфия, аграфия, алексия. По мере устранения ОНР (ее коррекции), необходимо проводить работу по устранению ее осложнений. Более большие риски есть у детей с первой и второй степенью ОНР, реже для 3 и 4 типа.
Прогноз и профилактика
Коррекция ОНР – длительный процесс, продолжительность которого зависит от тяжести заболевания, осложнений и других физиологических особенностях ребенка.
Начинать эту работу необходимо как можно раньше, в этом случае возрастают шансы на полное избавление от нее либо минимальные проявления.
В качестве профилактических требований является выполнение всех предписаний во время беременности.
Формирование грамматических категорий у детей с ОНР
Грамматические формы у детей с ОНР появляются в том же порядке, как и здорового ребенка, но с наличием некоторых особенностей. Они могут медленнее усваивать, может наблюдаться дисгармония между морфологией и синтаксисом речи.
Нарушения в грамматическом строе объясняются недоразвитием именно этих речевых составляющих.
Такие нарушения приводят к большому количеству грамматических ошибок, проявляющиеся в неправильном соотнесении морфем, суффиксов, окончаний, падежей.
Коррекция фонематических нарушений у детей с ОНР
Фонетические нарушения приводят к непониманию ребенком звуков, близких по своему звучанию. Словарный запас ребенка испытывает трудности с увеличением, формируется неправильный грамматическая структура словообразования и общей речи. Также могут неправильно восприниматься падежи, рода, окончания.
Преодоление общего недоразвития речи у детей – занятия с логопедом в Москве – ДокторНейро
Общее недоразвитие речи (ОНР) – самостоятельное либо комплексное речевое нарушение в детском возрасте, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы (произносительные трудности, трудности формирования лексического, грамматического, фонематического компонентов) при сохранном слухе и интеллекте.
Термин “общее недоразвитие речи (ОНР)” является логопедическим определением качества речи, но не самостоятельным диагнозом невролога. Понятие ОНР относится к логопедической классификации. Общее недоразвитие речи может сопутствовать в структуре системного нарушения (алалия, расстройство аутистического спектра, генетические синдромы)
Классификация
По степени выраженности общее недоразвитие речи разделяют на четыре уровня:
- ОНР 1 уровня – отсутствие общеупотребительной речи: либо полное отсутствие речи, либо использование в речи отдельных звуков и звукокомплексов;
- ОНР 2 уровня – начальные элементы общеупотребительной речи: бедный словарный запас, произносительные трудности, явления аграмматизма;
- ОНР 3 уровня – появление развернутой фразовой речи при ее фонетическом и лексико-грамматическом недоразвитии;
- ОНР 4 уровня – речь является полноценным средством коммуникации, однако сохраняются грамматические и фонетические трудности.
Диагностика и лечение
Задержка речевого развития в младшем детском возрасте часто перерастает в общее недоразвитие речи. Диагноз ОНР ставится после 3 лет. В случае, если ОНР является следствием неврологических нарушений (осложнений при беременности и родах, последствиями травм и перенесенных заболеваний, работы с логопедом не достаточно для лечения общего недоразвития речи.
На первый план выступает речевой невролог, который определит первопричину нарушения и будет лечить причину, а не симптом. Для построения продуктивной коррекционной работы, направленной на преодоление ОНР, данный диагноз необходимо уточнить и расширить.
Невролог дает логопеду понимание, какие именно трудности выходят на первый план.
Например, в случае грубой дизартрии, влияющей на общее развитие речи у ребенка, в первую очередь, необходимо преодолеть трудности, связанные с иннервацией речевого аппарата, а при сенсорной алалии – первоочередная задача – это развитие фонематического слуха.
Работа с ОНР любого уровня должна быть выстроена комплексно, поэтому мы обязательно подключаем, как минимум, логопеда, а в случае ОНР I-II уровня, также и нейропсихолога.
При необходимости врач-невролог может назначить медикаментозное лечение, курс массажа, остеопатическое лечение либо лечение с помощью методики транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС).
Общее недоразвитие речи. ОНР 1, 2, 3, 4 уровень. Ребёнок плохо говорит. – Речевой онлайн центр "Русская речь"
К нему относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.
https://www.youtube.com/watch?v=aP-fHtl_xQM
В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Преобладают элизии, причем в основном в сокращении звуков, и только в единичных случаях – пропуски слогов. Также отмечаются парафазии, чаще – перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент – персеверации и добавления слогов и звуков.
Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Незаконченность формирования звуковой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Эта особенность является важным показателем еще не закончившегося до конца процесса фонемообразования.
Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера обнаружены у этих детей и отдельные нарушения смысловой речи.
Так, при достаточно разнообразном предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц (пингвин, страус), растений (кактус, вьюн), людей разных профессий (фотограф, телефонистка, библиотекарь), частей тела (подбородок, веки, ступня). При ответах смешиваются родовые и видовые понятия (ворона, гусь – птичка, деревья – елочки, лес – березки).
При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения: овальный – круглый; переписал – писал.
Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации (дядя красит щеткой забор – вместо «дядя красит кистью забор; кошка катает мяч – вместо «клубок»), в смешении признаков (высокий забор – длинный; смелый мальчик – быстрый; дедушка старый – взрослый).
- Стойкими остаются ошибки при употреблении:
- 1. уменьшительно-ласкательных существительных
- 2. существительных с суффиксами единичности
- 3. прилагательных, образованных от существительных с различными значениями соотнесенности (пухной – пуховый; клюк’овый– клюквенный; с’осный – сосновый);
- 4. прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние объектов (хвастовый – хвастливый; улыбкиный – улыбчивый);
5. притяжательных прилагательных (волкин – волчий; лисовый – лисий).
На фоне пользования многими сложными словами, которые часто встречаются в речевой практике (листопад, снегопад, самолет, вертолет и т.д.), отмечаются стойкие трудности в образовании малознакомых сложных слов (вместо книголюб – книжник; ледокол – легопад, леготник, далекол; пчеловод – пчелы, пчельник, пчеловик; сталевар – сталь, столица).
Можно полагать, что указанные проявления объясняются тем, что в силу ограниченности речевой практики дети даже в пассивном плане не имеют возможности усваивать перечисленные категории.
К этому следует добавить, что обнаружить указанные пробелы в усвоении словарного запаса удалось лишь при скрупулезном обследовании с использованием обширного лексического материала.
Как показало изучение практического опыта диагностики недоразвития речи, логопеды, как правило, ограничиваются предъявлением лишь 5-6 слов, из которых многие являются часто употребляемыми и хорошо знакомыми детям.
Это приводит к ошибочным заключениям.
При оценке сформированности лексических средств языка устанавливается, как дети выражают «системные связи и отношения, существующие внутри лексических групп».
Дети с четвертым уровнем речевого развития достаточно легко справляются с подбором общеупотребительных антонимов, указывающих на размер предмета (большой – маленький), пространственную противоположность (далеко – близко), оценочную характеристику (плохой – хороший).
Трудности проявляются в выражении антонимических отношений следующих слов: бег – хождение, бежать, ходить, не бег; жадность – не жадность, вежливость; вежливость – злой, доброта, не вежливость.
Правильность называния антонимов во многом зависит от степени абстрактности предложенных пар слов..
С дифференциацией глаголов, включающих приставки “ото”, “вы”, также справляются не все дети: чаще подбираются слова, близкие к синонимам (пригнуть – загнуть; впустить – запустить; вкатить – закатить; отнимать – забирать).
Недостаточный уровень лексических средств языка особенно ярко проступает у этих детей в понимании и употреблении слов, фраз, пословиц с переносным значением. Например, “румяный, как яблоко” трактуется ребенком как “много съел яблок”; “столкнуться нос к носу” – “ударились носами”; “горячее сердце” – “обжечься можно”;
Анализ особенностей грамматического оформления речи детей позволяет выявить ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов (в зоопарке кормили белков, лисов, собаков); в использовании некоторых предлогов (выглянул из двери – “выглянул из-за двери”; упал из стола – “упал со стола”; мяч лежит около стола и стула – вместо “между столом и стулом”). Кроме того, в отдельных случаях отмечаются нарушения согласования прилагательных с существительными, когда в одном предложении находятся существительные мужского и женского рода.
Недостаточная сформированность лексико0грамматических форм языка неоднородна. У части детей выявляется незначительное количество ошибок, и они носят непостоянный характер, причем, если детям предлагается сравнить правильный и неправильный варианты ответа, выбор осуществляется верно.
Это свидетельствует о том, что в данном случае становление грамматического строя находится на уровне, приближающемся к норме.
У других детей затруднения носят более устойчивый характер. Даже при выборе правильного образца спустя некоторое время в самостоятельной речи они по-прежнему пользуются ошибочными формулировками. Своеобразие речевого развития этих детей тормозит темп их интеллектуального развития.
При ч е т в е р т о м уровне отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, незначительно проявляются затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Однако остаются выраженными трудности в использовании сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными. Наиболее ярко эти особенности выступают в сравнении с нормой.
- Особую сложность представляют для этих детей конструкции предложений с разными придаточными:
- 1) пропуски союзов (мама предупредила, я не ходил далеко – “чтобы я не ходил далеко”);
- 2) замена союзов (я побежал, куда сидел щенок – «где сидел щенок»);
- 3) инверсия (наконец, все увидели долго искали которого котенка – «увидели котенка, которого долго искали»).
- Следующей отличительной особенностью детей ч е т в е р т о г о у р о в н я является своеобразие их связной речи.
- 1. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;
2. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями.
3. Остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у