Логопедия: артикуляционная гимнастика и упражнения для коррекции и восстановления речи в Москве

Дизартрия — это дисфункция речевого аппарата, при котором наблюдается снижение подвижности артикуляционных органов или их паралич. Расстройство является негативным  последствием неврологических патологий (врожденных и приобретенных), родовых травм головы, резус-конфликта матери и плода, перенесенных инфекционных заболеваний в раннем возрасте, операций на головном мозге.

С учетом симптомов и зоны поражения коры головного мозга различают несколько форм дизартрии:

Нарушения наблюдаются со стороны речевого и двигательного аппаратов в целом. Присутствует парез мускулатуры тела, лица. Ребенку трудно жевать, глотать, голос слабый, речь замедленная, нечеткая.

Изменен мышечный тонус, наблюдаются тики мимики, области артикуляции. В момент речи может возникнуть спазм. Нарушены интонация, темп речи, сила голоса, моторика развита слабо.

Речь скандированная, движения языка, губ нечеткие, замедленные, небо провисает, большинство звуков в речи отсутствуют.

С трудом произносятся многосложные слова, отсутствуют шипящие, аффрикаты. Чаще ребенок хорошо произносит трудные для него звуки изолированно, но в потоке артикуляции они теряются, смешиваются или пропускаются.

У ребенка с рождения наблюдаются такие признаки нарушений: обильное слюнотечение после года, захлебывание при еде, питье, сосании затруднено, мимические мышцы работают слабо. Слова произносятся искажено, но при этом сохраняется ударность и контур лексемы, звуковой анализ проводится крайне тяжело.

Занятия с дефектологом, примем медикаментов, логопедический массаж являются обязательными пунктами в коррекционной работе. Кроме этого, выразительную речь помогает сформировать специальная артикуляционная гимнастика. Ее цель — это тренировка мышц речевого аппарата, увеличение амплитуды движений губ, щек, обоих неб и языка.

Рекомендации к проведению занятий

Произношение звуков правильно только кажется простым занятием. Ребенок с нарушениями двигательных функций языка, губ, щек нет возможности сделать это легко. Мешает дисфункция органов, их неподвижность. Артикуляционная гимнастика направлена на тренировку речевых мышц, отработку конкретных положений всех элементов аппарата, закрепление навыка четкого говорения.

Чтобы логопедические занятия с применением гимнастики были более эффективными, не обойтись без рекомендаций профессионалов:

  1. Заниматься необходимо ежедневно 3-4 раза по 5 минут, чтобы навык закреплялся основательно. Дошкольнику на начальном этапе коррекции предлагайте не более 3 разных упражнений в день.
  2. Одно задание выполняется 5-7 раз.
  3. Удержание позы по 10-15 секунд.
  4. Составляя план занятий, соблюдайте правило: от простого к сложному.
  5. Начинайте урок с упражнений для губ, затем приступайте к тренировке губ, щек и языка.
  6. Пользуйтесь зеркалом, чтобы ребенок видел свое лицо в отражении и контролировал выполнения заданий самостоятельно.
  7. Во время урока ребенок должен сидеть с прямой спиной, расслабленными конечностями.
  8. Переходите к новым упражнениям после отработки уже предложенного материала. При затруднениях лучше остановиться и дополнительно повторить плохо усвоенные позы органов.
  9. Занятия проводите в игровой форме, эмоционально. Давить на малыша морально, заставлять заниматься нельзя.

Артикуляционная гимнастика классических типов подходит для коррекционной работы с дошкольниками с диагнозом стертая дизартрия. Но особое внимание на таких занятиях стоит уделить организации кинетической основы движения (ощущениям).

Комплекс упражнений по коррекции дизартрии включает в себя несколько блоков. Это тренировка губ, щек и губ одновременно, а также задания для работы с нижней челюстью. Набор игр для речевой мускулатуры для каждого блока урока естественно будет разным.

Комплекс упражнений для губ

Целью комплекса задания для работы с губами является расслабление мышц, нормализация тонуса кончика и тела язычка. Упражнение помогают развить дикцию, поэтому подходят для коррекции всех форм дизартрии, в том числе и стертой. С детьми до 7 лет рекомендуем заниматься в игровой форме.

Улыбка

Ребенок улыбается, растягивает мышцы губ максимально, но не размыкает их. Зубы не видны.

Логопедия: артикуляционная гимнастика и упражнения для коррекции и восстановления речи в Москве

Трубочка

Губы складывают дудочкой и вытягиваются вперед. Дошкольник должен почувствовать натяжение мышц около рта.

Логопедия: артикуляционная гимнастика и упражнения для коррекции и восстановления речи в Москве

Заборчик

Рот растягивается в широкой улыбке, зубы сжаты в правильном прикусе. Челюсть хорошо видна из-за губ.

Логопедия: артикуляционная гимнастика и упражнения для коррекции и восстановления речи в Москве

Бублик

Упражнение похоже на задание Трубочка, но губы не нужно вытягивать длинно. Ребенок складывает их округло, так, чтобы были видны зубки и слегка выставляет губы вперед.

Логопедия: артикуляционная гимнастика и упражнения для коррекции и восстановления речи в Москве

Заборчик-Бублик-Улыбка-Хоботок

Предложите ребенку медленно чередовать несколько поз, задерживаясь на выполнении одного упражнения на 15 секунд. Комплекс повторите 5-7 раз подряд.

 Улыбка-Трубочка

Упражнение выполняйте ритмично, четко, под счет педагога. Сначала ребенок растягивает губы в улыбке, не показывая зубы, затем складывает губки в трубочку и удерживает позу 15 секунд. После возвращается в улыбку. Комплекс повторите 5 раз.

Рыбки

Покажите дошкольнику видео, где рыбки “разговаривают” в воде. Он должен повторить их движения губами: хлопать друг об друга и ничего не произносить. Упражнение на начальном этапе выполняется медленно, затем темп ускоряется.

Логопедия: артикуляционная гимнастика и упражнения для коррекции и восстановления речи в Москве

Поцелуй

Ребенок сильно втягивает щеки внутрь, затем быстро открывает рот и щелкает языком, губами. Раздастся звук похожий на поцелуй. Это упражнение подходит для разминки перед комплексом задания по тренировке щек.

Логопедия: артикуляционная гимнастика и упражнения для коррекции и восстановления речи в Москве

Упражнения для губ и щек

Целью этого блока упражнений является тонизирование мышц губ, щек одновременно, нормализация оттока крови от артикуляционных органов. Перед началом выполнения заданий рекомендуется растереть щеки язычком изнутри, покусать, похлопать ладошками по внешней части лица.

Сытый хомячок

Ребенок надувает обе щечки, затем поочередно каждую и удерживает позу 10-15 секунд.

Логопедия: артикуляционная гимнастика и упражнения для коррекции и восстановления речи в Москве

Голодный хомячок

Дошкольник сильно втягивает щеки внутрь. Сытого и голодного хомячка можно чередовать.

Логопедия: артикуляционная гимнастика и упражнения для коррекции и восстановления речи в Москве

Лопаем пузыри

Малыш надувает обе щечки одновременно, задерживает позу на 5 секунд. Затем хлопает по ним пальчиками и резко выпускает воздух наружу.

Логопедия: артикуляционная гимнастика и упражнения для коррекции и восстановления речи в Москве

Упражнения для языка

Артикуляционная гимнастика для языка при дизартрии включается в себя комплекс упражнений, который поможет справиться с неподвижностью тела и кончика органа. Для исправления дефекта речи ребенку обязательно научиться распластывать язычок, свободно расслаблять и напрягать его в зависимости от речевой ситуации.

Блинчики

Язычок хорошо расслаблен, распластан. Укладывается на нижнюю губу. Затем нужно шлепать языком, произнося”пя-пя-пя”. При этом нижнюю губу нельзя подворачивать. Обязательно следите за тем, чтобы дыхание воспитанника было ровным.

Логопедия: артикуляционная гимнастика и упражнения для коррекции и восстановления речи в Москве

Лопаточка

Задача ребенка — хорошо расслабить тело язычка и положить его на нижнюю губку. Напрягать органы нельзя 10-15 секунд.

Чашечка

Ротик широко открывается. Края язычка сворачиваются внутрь, резцов касаться нельзя. Предложите ребенку представить, что внутрь получившейся емкости (“чашки”) налита вода и ее нежно удержать, не расплескать.

Иголка

Язычок напрягается, вытягивается изо рта вперед как жало.

Горка

Кончик языка дошкольник упирает в нижние зубки, спинку выгибает, ротик можно открыть широко.

Трубочка

Ребенок открывает ротик, язычок выдвигается слегка вперед, боковые края сворачиваются вверх.

Грибок

Нужно широко открыть ротик, присосать кончик язычка к верхнему небу. Если положение самостоятельно удержать сложно, сначала помогайте пальцами.

Упражнения для нижней челюсти

Задания для нижней челюсти помогают развить подвижность артикуляционного аппарата. Упражнения желательно выполнять в медленном темпе, напрягая мышцы лица. Если нужно произносить гласные, проговаривайте их подчеркнуто четко. На начальном этапе помогайте ребенку счетом вслух для удержания позы нужное время.

Птенчик

Перед началом выполнения задания договоритесь с ребенком о быстром ритме работы, упражнение делайте в хорошем темпе.

Ребенок должен широко открывать ротик, натягивая уголки губ. Язычок высовывать нельзя. После удержания позы, нижняя челюсть быстро захлопывается.

Акула

Основная цель: отработка движения челюстей в разные стороны. Сначала рот открывается, далее челюсть двигается по плану: вправо – возвращается на место – влево – вниз – вперед – вверх (рот закрыт, губы сомкнуты).  Резких движений делать нельзя во избежания вывихов и травм. Ритм выполнения задания отсчитывает учитель.

Обезьянка

Ротик нужно открыть максимально сильно, нижнюю челюсть тяните в них к груди. Язычок одновременно тянется к подбородку.

Силач

Широко открываем ротик. Представляем, что к подбородку привязали гирю, ее нужно поднять силой нижней челюсти. Рот закрываем медленно с усилием, напрягая мускулатуру лица.

Рано начатая коррекционная работа по устранению дизартрии может дать хорошие результаты, если на успех будут настроены родители, сам больной.

На полное восстановление речи возможно только при стертой форме нарушения, в остальных случаях возможно добиться только улучшения состояния.

Однако даже такой результат положительно скажется на социализации ребенка, уровне овладения навыками грамотности в школе.

Выбирайте профи – более 1 800 000 специалистов для решения ваших задач

4189 специалистов

4.88 средний рейтинг · 2658 С отзывами · 610 С акциями

У большинства специалистов

от 1400 до 2000 ₽/ч

Стоимость услуги начинается от 1400 рублей за 60 минут. На стоимость влияют опыт и квалификация специалиста, необходимость выезда к клиенту.

Некоторые специалисты предоставляют скидки, если вы заплатите вперед за несколько встреч или готовы заниматься в группе.

Логопедия: артикуляционная гимнастика и упражнения для коррекции и восстановления речи в МосквеЛогопедия: артикуляционная гимнастика и упражнения для коррекции и восстановления речи в МосквеЛогопедия: артикуляционная гимнастика и упражнения для коррекции и восстановления речи в МосквеЗагрузите мобильноеприложение ПрофиОтправим СМС со ссылкой на приложение С логопедом ставили «с», ставили «л». Эти звуки. Результаты отличные – звуки поставили. Занималась она хорошо, и ребёнок с ней хорошо занимался. Логопед делала с ним упражнения с зубной щёткой, выполняли артикуляционную гимнастику. Очень приятная, добрая женщина. Она не… ещё

Логопеды, Постановка звуков

· 1200 ₽

Ирина оставилa отзыв

Всем доброго времени суток! хотелось бы подробнее рассказать про наши занятия у логопеда Оксаны Викторовны! мы обратились к Оксане Викторовне на консультацию в июне месяце по причине нарушения тонуса языка у дочки ( 4г3м на тот момент, замена букв Д на Г, Т на К – “неТ – неК”,… ещё

Логопеды, Логопедический массаж

· 1800 ₽

Юлия оставилa отзыв

Виктория занимается с сыном 8 лет. Относится к ребенку как ко взрослому, по-хорошему требовательна и приятна в общении. Очень пунктуальна, всегда идет навстречу, если необходимо скорректировать время занятия. Эффективный подход через массаж языка и артикуляционную гимнастику…. ещё

Читайте также:  Височная эпилепсия: причины возникновения, симптомы и прогноз. Диагностика и лечение височной эпилепсии в Москве

Логопеды

· 1800 ₽

Любовь Гвозденко оставилa отзыв

С Олесей Владимировной занимались с сентября по ноябрь. У ребенка 6 лет диагноз – стертая форма дизартрии, поставить нужно было 12 звуков. В работе использовался зондовый массаж, которому Олеся Владимировна меня обучила. Делали артикуляционную гимнастику, занимались по … ещё

Логопеды, Заикание

· 1500 ₽

Татьяна оставилa отзыв

Занимаемся месяц. Логопед очень нравится. Ребенку надо поставить звуки и ввести их в речь. Весь час занятия Магдалина Дмитриевна спланировала именно на звуки. Дает целенаправленную отработку материала, весь час ребенок активно занимается, держит внимание. Сыну 5 лет, он… ещё

Логопеды

· 1500 ₽

Марина оставилa отзыв

Запрос был на диагностику и корректировку неправильных звуков. За 4 занятия поставили звук с, теперь отрабатываем , чтобы правильное произношение вошло в привычку. Занятие строится на гимнастике артикуляционной, обучении звукопроизношения. закрепление и дополнительно по… ещё

Логопеды, Постановка звуков

· 1200 ₽

Мария оставилa отзыв

Татьяна Николаевна – прекрасный детский психолог, педагог логопед-дефектолог. Чувствуется, что она по-настоящему любит детей и не безразлична к чужим трудностям и сложностям в обучении и воспитании детей. Большое спасибо!

Логопеды-дефектологи

· 2600 ₽

Мария оставилa отзыв

Татьяна замечательный логопед-дефектолог. Нашла подход к сложному по характеру моему сыну, ему всего 2,4 года)). Приносит с собой разные игры, и старается подстроиться под ребёнка, что немаловажно для обучения в таком возрасте. Рекомендую!!!

Логопеды-дефектологи

· 2500 ₽До этого занимались с 3мя логопедами, не было никакого прогресса. Основной проблемой была несвязная речь в силу эмоциональности, ребенок растягивал предложения, иногда не заканчивал и переходил к следующему, и бывало по несколько раз повторял последние слоги в словах. В общем… ещё

Заикание, Логопеды-дефектологи

· 1900 ₽Специалисты бесплатно ответят на ваши вопросы.Как вылечить ломкие ногти?Как помыть большую люстру?У собаки постоянно сваливается шерсть, что делать?Задать вопрос

  • Артикуляционная гимнастика — широкая база специалистов
  • 5 отзывов о логопедах на Профи
  • Артикуляционная гимнастика в Москве от 1400 рублей/ч
  1. Репетиторы
  2. Логопеды
  3. Артикуляционная гимнастика

Полный список специалистов

Занимаемся с ребенком: артикуляционная гимнастика и развитие речи

Чтобы речь была четкой и разборчивой, нужно укреплять органы речевого аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Она также помогает отрабатывать различные положения губ, языка, мягкого неба и мышц, задействованных во время звукопроизношения.

Поскольку связанная речь – это поочередное воспроизведение различных звуков, артикуляционные органы должны быстро менять свое положение. Гимнастика помогает сформировать их четкие и согласованные движения. Упражнения должны подбираться индивидуально, в зависимости от имеющихся нарушений звукопроизношения.

Логопедия: артикуляционная гимнастика и упражнения для коррекции и восстановления речи в Москве

Чистая и четкая речь поможет ребенку стать более уверенным в себе, наладить общение со сверстниками

Как заниматься артикуляционной гимнастикой: общие рекомендации

  • Занятия должны быть систематичными, так необходимые навыки будут формироваться и закрепляться быстрее. Поэтому гимнастику лучше проводить ежедневно. Старайтесь, чтобы с момента приема пищи прошло не менее 1 часа.
  • Длительность занятия не должна превышать 10 минут, а во время него не стоит стараться сделать как можно больше упражнений, достаточно 2–5 за раз.
  • Каждое упражнение нужно повторять по 5–7 раз. Следите за качеством выполнения – если оно начнет снижаться, это может свидетельствовать о переутомлении.
  • Удержание одной артикуляционной позы (статические упражнения) нужно выполнять в течение 7–10 секунд.
  • При подборе комплексов упражнений начинайте с самых простых, потом переходите к более сложным. Занятия должны проходить эмоционально, в игровой форме. Лучше всего проводить их в положении сидя и следить, чтобы спина ребенка была прямой, тело расслаблено.
  • Заниматься нужно перед большим зеркалом. В нем ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, который с ним занимается, и свое собственное.
  • Сначала взрослый показывает, как делать упражнение, потом контролирует, насколько качественно ребенок его выполняет. Следит, чтобы движения были точными, плавными, с правильным темпом.
  • Если у ребенка что-то не получается, его движения можно скорректировать с помощью ручки, чайной ложки, медицинского шпателя или просто чистого пальца.
  • Будьте готовы, что у ребенка далеко не все будет получаться с первого раза. Старайтесь, чтобы занятия артикуляционной гимнастикой проходили увлекательно. В противном случае необходимость выполнять ее ежедневно приведет к потере интереса и снижению ее эффективности.

Логопедия: артикуляционная гимнастика и упражнения для коррекции и восстановления речи в Москве

Занимайтесь с ребенком артикуляционной гимнастикой перед большим зеркалом, в котором он сможет видеть и вас, и себя

Примеры упражнений

Для губ

  • «Улыбочка» (губы удерживаются в улыбке, зубов не видно):
  • Губки мои гибкие
  • Могут стать улыбкою.
  • «Трубочка» (вытянуть губы в длинную трубочку):
  • Губы сложим в трубочку,
  • Чтобы сделать дудочку.
  • «Заборчик» (улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы):
  • Зубы ровно мы смыкаем
  • И заборчик получаем.
  • «Бублик» (округлить губы и немного вытянуть вперед, через «бублик» должно быть видно сомкнутые зубы):
  • Бублик мы изобразили –
  • Губы плавно округлили.
  • «Пятачок» (губы вытянуть трубочкой, двигать вправо-влево, потом делать круговое вращение):
  • Дети свинку угощают, ее носик выбирает:
  • Справа рыженький Антошка предлагает ей картошку,
  • Слева – с яблоками Злата.

Надо хрюшке выбирать: «Это выбрать? Это взять?».

Для губ и щек

  1. «Щечки замерзли» (покусать изнутри, снаружи похлопать, потереть щечки):
  2. Мы согреем наши щечки:
  3. Разотрем, похлопаем, зубками потопаем.

  4. «Толстячок» (сначала надуть обе щеки, затем поочередно по одной):
  5. Вот толстяк – надуты щеки
  6. И, наверно, руки в боки.
  7. «Худышка» (втянуть щеки):
  8. Вот худышка – щеки впали,
  9. Видно, кушать ей не дали.

  10. «Шарик» (надуть щеки, потом слегка ударить по ним кулачками):
  11. Сперва шарик надувай,
  12. Потом воздух выпускай.

  13. «Орешек» (язык попеременно упирается в правую и левую щечку):
  14. Белка щелкает орешки,
  15. Основательно, без спешки.
  16. Упираем язычок
  17. Влево, вправо, на бочок.

Для языка (статические)

  • «Птенец» (широко раскрыть рот, язык расслаблен):
  • Кушать птенчики хотят,
  • Маму ждут, но не шумят.
  • Мама зернышко несет,
  • Открывай пошире рот!
  • «Бегемотик» (широко открыть рот, расслабленный язык положить на нижнюю губу):
  • Бегемотик рот открыл,
  • Подержал, потом закрыл.
  • «Чашка» (широко раскрыть рот, передний и боковой края приподняты, но не касаются зубов):
  • Любим пить мы крепкий чай,
  • Ну-ка, чашку подставляй!
  • «Иголочка» (вытянуть сильно вперед свернутый в напряженную трубочку язык):
  • Язычок мой как иголка,
  • Отойди, уколет колко!
  • «Грибочек» (открыть рот, язык присосать к верхнему небу):
  • На тонкой ножке вырос гриб,
  • Он не мал и не велик.
  • Присосался язычок,
  • Несколько секунд – молчок!

Для языка (динамические)

  1. «Часики» (приоткрыть рот, растянуть губы в улыбке. Языком попеременно тянуться к правому и левому уголку губ):
  2. Тик-так, тик-так,
  3. Ходят часики вот так.

  4. «Качели» (напряженный язык поочередно тянется к носу и подбородку):
  5. Выше дуба, выше ели
  6. На качелях мы взлетели.
  7. «Катушка» (открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам.

    Широкий язык выдвинуть вперед, затем убрать вглубь рта):

  8. Язычок сложи катушкой
  9. И катай, как кот игрушку.
  10. «Лошадка» (присосать язык к небу, цокать языком медленно и сильно):
  11. Я веселая лошадка,
  12. Темная, как шоколадка.
  13. Язычком пощелкай громко,
  14. Звук копыт услышишь звонкий.

  15. «Варенье» (облизать по кругу сперва верхнюю, затем нижнюю губу):
  16. Мы сегодня ели
  17. Вкусное варенье,
  18. А теперь по кругу
  19. Мы оближем губы.

Для мышц глотки и мягкого неба

  • «Зевушка» (имитировать зевание с закрытым и открытом ртом, во втором случае шумно втягивать воздух):
  • Зевушка – левушка, сонная головушка.
  • Постелю под спинку мягкую перинку,
  • Положу под ушко я тебе подушку,
  • В одеяльце заверну, вместе я с тобой усну.
  • «Подражание» (имитировать стон, мычание, свист):
  • Почему мычишь, корова?
  • Может, просто нездорова?
  • Вон раздуты как бока!
  • И походка нелегка!
  • «Полоскание горла» (запрокинуть голову, имитировать полоскание горла):
  • Петю в комнату позвали,
  • Положили на кровать,
  • Полоскание достали,
  • Чтобы горло полоскать.
  • Порошок от кашля дали
  • И, проверив рост и вес,
  • Вокруг шеи повязали
  • Согревающий компресс.
  • «Сытый хомячок» (надуть щеки с зажатым носом):
  • Рыжий хома-хомячок – настоящий толстячок,
  • За щекой зерно хранит, пожует и снова спит.
  • «Согласные» (медленно произнести звуки «к», «г», «т», «д»).

Логопедия: артикуляционная гимнастика и упражнения для коррекции и восстановления речи в Москве

На консультации логопед подберет индивидуальный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, расскажет и покажет, как заниматься с ребенком дома

Выполнение этих и других артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, поскольку они помогают сделать речь чистой, четкой, ритмичной.

Для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика является необходимой. Индивидуальный комплекс упражнений лучше всего подбирать с логопедом.

Сделать это можно на занятиях по развитию слуха и речи, а потом выполнять «домашние задания», основываясь на рекомендациях специалиста.

Исправление речи при дизартрии

Логопедия: артикуляционная гимнастика и упражнения для коррекции и восстановления речи в Москве

Тяжелая форма дизартрии сопровождается столь явными внешними проявлениями, что не заметить ее просто невозможно. Кроме того, в основном она сопутствует таким сложным заболеваниям как детский церебральный паралич, и лечение производится в комплексе.
Дизартрия может быть разных видов: корковая, бульбарная, мозжечковая, подкорковая, в зависимости от того, какая часть мозга поражена. Соответственно, коррекционные меры будут немного отличаться.

Отдельно хотелось быть отметить более легкую форму дизартрии — она называется стертая. Этот вариант может казаться родителям чем-то незначительным, не требующим глубокого внимания. В конце концов, вон, у соседей Ваня тоже плохо говорил до школы, а сейчас хорошо учится!

Не стоит смотреть на Ваню и других детей. Дизартрия в корне отличается от простого невыговаривания отдельных звуков. Коррекция этого состояния может потребовать длительного времени и немалых усилий со стороны ребенка и его родителей.

Кто лечит дизартрию

Для исправления ситуации нужно обратиться к двум специалистам — неврологу и логопеду-дефектологу. Точная оценка состояния может быть определена только после тщательного обследования и сбора анамнеза.

Коррекционные меры так же проводятся по двум направлениям — неврологическому и логопедическому. Комплексный подход включает такие методы как:

  • Лекарственная терапия.
  • Лечебная физкультура.
  • Физиолечение.
  • Логопедические занятия.

Работа логопеда-дефектолога при дизартрии

Логопеду-дефектологу в данном случае достается ответственная роль корректора имеющихся нарушений в речи ребенка. Очень важно, чтобы родители относились с пониманием необходимости регулярных занятий и обязательного выполнения домашних заданий.

При правильном подходе прогноз при стертой форме дизартрии — самый благоприятный. Ребенок полностью способен освоить правильную речь и сможет успешно учиться в школе.

Что входит в занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика. Она необходима для того, чтобы «научить» язык занимать правильное место при произнесении того или иного звука.
  2. Упражнения для выработки правильного речевого дыхания.
  3. Развитие мелкой моторики. Широко известно, что чем лучше координация пальцев рук, тем быстрее формируется правильная речь.
  4. Формирование пространственной ориентации.
  5. Логопедический массаж языка. Даже из-за незначительных поражений мозга многие дети имеют нарушения тонуса артикуляционного аппарата. Специальный массаж помогает снять излишний тонус или, наоборот, укрепить нужные мышцы.
  6. Постановка правильного произношения звуков.

 Гиперактивный ребенок: советы родителям

Упражнения и занятия при дизартрии

Пальчиковые игры и гимнастика:

  1. «Мальчик-пальчик, где ты был?» Ребенок раскрывает ладошку и вслед за словами известной всем считалки («С этим братцем в лес ходил, с этим братцем дрова рубил…» и т. д.) касается большим пальцем сначала указательного, потом среднего, безымянного и мизинца.
  2. «Изображаем зверей» Вспомните игру «Театр теней». Открытая ладошка, большой палец вверх — это собачка. Если двигать мизинцем вверх и вниз, собачка будет лаять. Большим пальцем прижать к ладони мизинец и безымянный, указательный и средний вверх, это заяц. Зайчик может шевелить «ушами».
  3. Большое значение имеет массаж рук. В зависимости от наличия спастичности или, наоборот, слабого тонуса ручек, он проводится по-разному. Для расслабления в домашних условиях можно просто проводить либо легкое поглаживание пальцев от кончиков к основаниям, затем ладошек и всех поверхности рук снизу вверх. Чтобы укреплять мышцы, домашний массаж проводится иначе — нужно активно поглаживать, разминать, растирать пальцы и ладони.

Артикуляционная зарядка:

  1. Всем взрослым, вероятно, знакомо упражнение «лошадка», когда языком нужно цокать. Это очень полезно, но может получиться не сразу. Для тренировки язычка потребуются и другие «тренировки».
  2. «Блинчики» — язык нужно распластать в плоский блин, рот приоткрыт.
  3. «Змея» — острый, как жало, язык высовывается вперед и назад.
  4. Кончиком языка тянуться к носу, затем к подбородку.
  5. А если попробовать свернуть язык в трубочку?

Дыхательные упражнения:

  1. «Волшебное дыхание». Ребенку в ноздри (неглубоко, конечно) вставляются кусочки ваты. Он должен выдыхать таким образом, чтобы вата не упала.
  2. «Гонки». На стол кладутся два ватных шарика. Взрослый и ребенок должны дуть каждый на свой комок. Кто «угонит» свой комочек дальше, тот выиграл в гонках.
  3. Очень хорошее действие оказывает дыхательная гимнастика Стрельникова.

Развитие мелкой моторики:

Здесь поле для деятельности практически не ограничено. То есть ограничено лишь возможностями ребенка. Но если заниматься регулярно, у него будет получаться все лучше и лучше.

Можно использовать игры-шнуровки, сортеры, рисование на крупе, просто рисование карандашами. В рамках подготовки к школе полезно научить ребенка штриховке, аккуратному раскрашиванию картинок.

Упражнения для ориентации в пространстве:

  1. «Чьи следы». На бумаге оставлены отпечатки рук и ног. Ребенку нужно понять, где правая рука (нога), а где левая.
  2. «Магазин». Ребенку нужно правильно расставить товары на полках магазина, ориентируясь на указания взрослого — ПОД столом, НА полке, СЛЕВА от конфет и т. п.
  3. Игры со счетными палочками. Ребенок должен по образцу сложить заданную фигуру.

Что касается логопедического массажа и постановки правильного произношения звуков, заниматься этим должен обязательно специалист. Логопед даст задания, которые нужно будет выполнять дома, и разъяснит, как правильно их выполнять.

Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика в преодолении моторных нарушений устной речи у детей и взрослых (144ч)

Вопросы об Институте

Вы государственное образовательное учреждение?

АНО «НИИДПО» – автономная некоммерческая организация, которая обладает теми же полномочиями, что государственные образовательные учреждения.

Департамент образования города Москвы выдал АНО «НИИДПО» лицензию на право оказания образовательных услуг (Приказ № 114Л от 10.02.2017).

Проверить наличие разрешительной документации можно на сайте Рособрнадзора в разделе «Сводный реестр лицензий». Для этого достаточно ввести ИНН 7724318601.

Где я могу ознакомиться с документами на право ведения образовательной деятельности?

Электронные копии размещены на нашем сайте в свободном доступе (раздел «Лицензия и документы»). Помимо государственной лицензии на осуществление образовательной деятельности на веб-странице можно найти свидетельство о постановке на налоговый учёт и документ, подтверждающий регистрацию некоммерческой организации Министерством юстиции РФ.  

Где можно прочитать отзывы об учебном центре?

Отзывы выпускников есть в соответствующем разделе нашего сайта («Наши выпускники» – «Отзывы»). Также вы можете ознакомиться с электронными копиями благодарственных писем от руководителей государственных и частных компаний. Для просмотра отзывов нужно кликнуть по одному из регионов на электронной карте.

Вопросы по реализуемым программам

Зачем следует повышать квалификацию?

Это позволяет в сжатые сроки освоить новые компетенции в рамках имеющейся профессии. Как правило, в таких программах рассматриваются конкретные технологии, методики работы и практические вопросы. В результате вы получите документ, подтверждающий повышение квалификационного уровня.

Какова длительность программ?

Продолжительность обучения регулируется Федеральным законом «Об образовании» N 273-ФЗ и составляет:

  • для повышения квалификации минимум 16 ч.
  • для профпереподготовки минимум 250 ч. 

Вопросы по оплате

Предусмотрена ли оплата обучения по частям?

Да, есть беспроцентная рассрочка для курсов профпереподготовки. Возможность оплаты частями для конкретной программы, а также график внесения платежей можно уточнить у работника приёмной комиссии, заполнив электронную заявку или позвонив по контактному телефону.

Как оформить налоговый вычет?

Порядок оформления налогового вычета определяется Налоговым кодексом РФ (ст. 78, 80, 83, 88 и 219). Для возврата денежных средств нужно обратиться в ФНС РФ по месту регистрации. Размер социального налогового вычета для резидентов России составляет 13 % от стоимости обучения.

Список документов, необходимых для возврата денежных средств, нужно запросить в отделе по организации учебного процесса. Проверка данных, предоставленных в ФНС, производится в течение трёх месяцев. Заявление на вычет и налоговая декларация составляются соискателем самостоятельно.

Вопросы по поступлению

Какие документы требуются?

Приём граждан других государств возможен на основании заявления на русском языке. Нерезидент/иностранный гражданин может уточнить перечень документов для поступления в приемной комиссии. Консультации по вопросам легализации иностранных документов об образовании можно получить у специалиста приёмной комиссии или работника ФГБУ Главэкспертцентр.

Когда можно начать обучение?

Конкретную дату начала образовательного процесса необходимо уточнять у сотрудников приёмной комиссии. Программы стартуют в течение всего года.

Можно ли поступить в АНО «НИИДПО» с незаконченным высшим образованием (например, если я учусь на четвёртом курсе вуза)?

Да, такая возможность предусмотрена действующим законодательством (ст. 76 закона N 273-ФЗ и письмо Минобрнауки России N 06-735 от 09.10.2013).

Могу ли я обучаться по программе, не соответствующей моей основной специальности?

При поступлении на большинство программ уже имеющаяся профессия Слушателя не имеет значения. Но на некоторых программах предъявляются особые требования к образованию поступающих. Более подробную информацию можно получить у сотрудника приёмной комиссии.

Вопросы по обучению

Мне потребуется какие-то специальное оборудование, приложения для обучения?

Только компьютер или смартфон, подключенный к интернету. Также понадобится офисный программный пакет. Слушатель курсов должен иметь базовые навыки компьютерной грамотности.

Могу ли я прекратить дистанционное* обучение?

Учебный процесс прекращается после подачи соответствующего заявления и расторжения договора с образовательным учреждением. Если вы уже начали процесс обучения, но не завершили его, может быть выдана справка из образовательного учреждения.

Как восстановиться после отчисления?

Для повторного поступления в Институт нужно обратиться в отдел по организации учебного процесса.

Вопросы по выдаваемым документам

Какой документ я получу после завершения образовательной программы?

Удостоверение о повышении квалификации, если продолжительность курса составила менее 250 ч.

Расскажите более подробно о выдаваемых документах.

Выпускникам программ дополнительного профессионального образования вручается диплом или удостоверение установленного организацией образца. Возможность выдачи образовательной организацией документов установленного образца регламентирована приказом Минобрнауки РФ №499 (от 01.07.2013).

В удостоверении будет написано, что обучение было дистанционным*?

Нет, это не предусмотрено законом. Форма обучения (заочная с применением дистанционных образовательных технологий) прописывается только в вашем договоре с АНО «НИИДПО».

Сколько дней проходит с момента окончания обучения до вручения документа?

Документ подготавливается в течение 10 рабочих дней.

Я должен явиться на защиту итоговой работы и за документом о квалификации?

Нет, итоговая работа выполняется в дистанционном* режиме. Документ о квалификации высылается по почте, но при желании вы можете забрать его лично.

Выдаваемые документы о квалификации соответствуют закону?

Да, документы оформляются на бланках с защитой от подделок, заполняются на русском языке, в них ставится печать АНО «НИИДПО».

Согласно закону, дипломы о профпереподготовке могут быть оформлены в порядке, установленном образовательным учреждением (пункт 19 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДПП). Образцы квалификационных документов размещены на сайте нашей образовательной организации.

Смогу ли я предъявлять полученное удостоверение при устройстве на работу?

Да, выданное АНО «НИИДПО» удостоверение предоставляет вам право на ведение профессиональной деятельности в соответствии с квалификацией.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

30 лучших упражнений для развития дикции по мнению логопеда

Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика. 

Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей. В каких случаях ее достаточно, а когда требуется более серьезный подход? Какие упражения артикуляционной гимнастики вы можете проводить дома сами? 

  • Рассказывает логопед Олеся Югова. 
  • Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук 
  • Что такое артикуляционная гимнастика?

Дети первых лет жизни очень часто искажают сложные в произношении звуки, потому что их органы речи еще продолжают свое формирование. Практически нет малышей, которые сразу говорят идеально четко. 

Для чистого произношения звуков необходима правильная артикуляционная моторика, то есть скоординированная деятельность органов речевого аппарата.

Если есть какие-то проблемы в артикуляционной моторике, они всегда будут отражаться на звукопроизношении. При разговоре мы задействуем около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба.

Для управления всеми этими мышцами используется гораздо больше нейронов, чем при ходьбе и беге. 

Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы. Но в первую очередь она предназначена для языка. Язык — это главный орган речи, а развитие и укрепление его мышц поможет более точно и четко выговаривать все звуки. 

Виды артикуляционной гимнастики 

Такая гимнастика бывает активной и пассивной. Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму: ту, которую ребенок выполняет сам. Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений. 

Но бывают и более серьезные ситуации, такие как дизартрия, когда произносительная сторона речи нарушается в результате поражения нервной системы, а подвижность органов речи ограничена. В таком случае детям крайне сложно или невозможно выполнять такую гимнастику самостоятельно. Ведь их органы речи к этому не готовы. 

Здесь используется пассивная гимнастика: взрослый своими руками или при помощи приспособлений — зондов, шпателей, щеток — выполняет те движения и позы, которые мы бы хотели получить.

Например, очень часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык наверх. Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение.

И сама собой эта проблема вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим. 

Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка. Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка. Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать. 

  1. Какая гимнастика нужна ребенку 
  2. Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык. 
  3. Обратите внимание на следующие признаки: 
  1. ребенок не может высунуть и зафиксировать язык по просьбе;
  2. может высунуть его лишь частично и быстро втягивает обратно;
  3. не может поднять его наверх или покачать им из стороны в сторону;
  4. при подъеме языка наверх вместе с ним поднимается нижняя челюсть;
  5. высунутый язык начинает дрожать или отклоняться в сторону; 
  6. наблюдается обильное слюнотечение;
  7. ребенок нечетко произносит сразу несколько групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные);
  8. нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (произношение усреднено, нет четкой разницы между звуками). 

Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков. 

О приемах пассивной гимнастики лучше узнать у логопеда во время консультации. Дело в том, что нарушения могут быть разными, нет универсальных упражнений, которые бы подошли всем. Только специалист может пояснить, какие приемы будут наиболее эффективными в каждом случае. 

Общие принципы артикуляционной гимнастики:

  1. Регулярность. Это значит, что от ежедневных пятиминутных занятий будет больше пользы, чем от часовой гимнастики раз в неделю. 
  2. Игровая форма. Артикуляционная гимнастика может быть не только полезным, но и веселым занятием для малыша. 
  3. Наглядность. Чем больше анализаторов (зрение, слух, осязание) подключается при выполнении упражнений, тем гимнастика эффективнее. Как достичь наглядности? Можно использовать зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение. Сам взрослый, сидя напротив малыша, может выступать как образец выполнения движений. Используйте картинки, видеоролики с другими детьми, делающими эту гимнастику. Узнайте опытным путем, что больше подходит вашему ребенку, что сильнее его мотивирует. 
  4. Удобство. Гимнастикой нужно заниматься в удобной позе: спина расслаблена, руки лежат спокойно, у головы есть опора. Ребенку должно быть комфортно. 
  5. Постепенное усложнение. Сначала пробуйте самые легкие упражения, постепенно повышая трудность. Каждый раз вводите не больше одного нового упражнения, и только в том случае, если все предыдущие уже хорошо отработаны. 
  6. Целесообразность. Если ребенок очень легко справляется со всеми упражнениями, стоит подумать, нужна ли ему вообще эта гимнастика. Ведь основная задача этих упражнений — научиться делать то, что пока не очень хорошо получается. 
  7. Правильное отношение. Не следует рассматривать ее как панацею, это лишь один из методов. 

Приемы гимнастики 

Эти упражнения активной гимнастики, направленные на статику или динамику, вы легко освоите сами. Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз. 

  1. «Дудочка». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед. 
  2. «Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки. 
  3. Чередование упражнений «Дудочка» и «Заборчик». 
  4. «Кролик». Нужно приподнять верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы. «Злая лошадка». Нужно изображать фырканье лошади. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При этом губы начнут вибрировать. 
  5. «Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, а затем сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны. 
  6. «Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт. 
  7. «Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении. 
  8. «Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот. 
  9. «Лопни шарик». Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним, чтобы воздух вышел. 
  10. «Хомяк». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая. 
  11. «Рыбка». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются. 
  12. «Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). 
  13. «Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше. 
  14. «Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. 
  15. «Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху. 
  16. «Фокус». Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты. 
  17. «Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье). 
  18. «Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо. 
  19. «Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края. 
  20. «Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены. 
  21. «Бульдог». Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены. 
  22. «Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг. 
  23. «Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении. 
  24. «Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз. 
  25. «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать. 
  26. «Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу (как при «лопатке»), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку. 
  27. «Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка. 
  28. «Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри. 
  29. «Индюк» («Болтушка»). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. 
  30. «Пароход гудит». Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы». 

Выполняйте эти упражнения регулярно, но при этом не превращая их в повинность для ребенка, и вы обязательно увидите прогресс! 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector