Постановка звуков при дизартрии: последовательность постановки свистящих, шипящих, гласных звуков, лечение дизартрии в Москве

Основная проблема почти любого нарушения речи – это неправильное произношение тех или иных звуков. В зависимости от дефекта может быть нарушена как одна группа звуков, так и несколько.

Постановка звуков при дизартрии требует особых навыков от логопеда. Из-за тяжести нарушения, которое обусловлено патологиями нервной системы, процесс коррекции занимает от одного года до трех лет. Часто он требует дополнительных мер в виде физиотерапии и массажа.

Общая информация

Постановка любых звуков проходит в четыре этапа и ни один из них нельзя пропускать. Перед любой работой обязательно проводится полное обследование состояния речи ребенка. Логопед проверят все звуки и отмечает степень дефекта (замена, искаженность и т. п.).

После проверяется слоговая структура. Для этого ребенку показывают картинки, названия которых состоят из разных по сложности слогов. Например, «мама», «папа» и другие. Посложнее − «ветки», «санки» и т. д.

Постановка звуков при дизартрии: последовательность постановки свистящих, шипящих, гласных звуков, лечение дизартрии в Москве

Следующий этап – изучение фонематической стороны речи. Для этого показывают дошкольнику разные картинки и просят назвать первый, последний звук или найти все картинки на заданный звук.

Следующий этап – обследование лексики, то есть словарного запаса. Показывают группу предметов и просят классифицировать ее. Например, «это мебель» или «это посуда».

На заключительном этапе просят составить рассказ по картинке. На основе полученных сведений логопед делает заключение и определяет цели коррекционной работы.

Постановка звуков при дизартрии: последовательность постановки свистящих, шипящих, гласных звуков, лечение дизартрии в Москве

У дошкольников обязательно проверяют состояние органов речи. Отмечают тонус (повышенный или пониженный), особенности строения, а также длину подъязычной связки.

Особенность дизартрии в том, что при ней отмечаются разные проблемы с дыханием. Из-за этого речь бедно окрашена, почти лишена эмоций и выразительности.

Основные моменты

Последовательность постановки звуков может быть разной. Некоторые специалисты предлагают начинать с гласных, потом переходить на согласные. Чиркина рекомендовала начинать с той группы, к которой готов артикуляционный аппарат.

Для начала постановки звука «Ш» при дизартрии или других необходимо выполнить несколько задач. Их цель подготовить почву для работы.

Родителям стоит приготовиться к тому, что для устранения нарушения потребуются месяцы работы.

Специалист занимается развитием:

  • слуха;
  • дыхания;
  • органов речи.

Именно эти три компонента дают основу для произношения тех или иных звуков. Без них ребенок не будет шипеть или свистеть, не говоря уже о рычании.

Занятия в детском саду проводятся как групповые, так и индивидуальные. Для увеличения эффективности работы родители в домашних условиях тоже осуществляют работу по закреплению тех или иных навыков.

Подготовительные мероприятия

Перед тем как начать постановку любого звука и проводить автоматизацию, необходимо создать условия для его появления. Для этого нужно развивать речевое дыхание.

При воспроизведении любой фонемы весь воздух идет в ротовую полость. Если он слабый или его нет, то не будет чистого произношения. Для его развития используют гимнастику Стрельниковой и разного рода тренажеры.

Их принцип работы одинаковый. Например, перед дошкольником кладут картину луга в цветах. На ромашке сидит божья коровка, вырезанная из бумаги. Ее нужно аккуратно сдуть.

Постановка звуков при дизартрии: последовательность постановки свистящих, шипящих, гласных звуков, лечение дизартрии в Москве

Внимание ученика концентрируют на том, что нужно сделать вдох носом и силой выдохнуть через рот. Если действия осуществлены правильно, божья коровка будет сдута с картинки.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не надувал щеки. Если это происходит, то можно слегка держать их ладонями.

Полезно дуть на султанчики, ветродуйчики, перья. Словом, все, что может показать движения воздуха. Ни в коем случае нельзя проводить занятие без визуализации. Дошкольник попросту не поймет, что от него требуется.

Артикуляционная гимнастика

Для постановки звука «Р» при дизартрии и других необходимо подготовить органы речи. Из-за повышенного или пониженного тонуса, плохого уровня чувствительности движений ребенку сложно выполнить некоторые позиции. Например, поднять кончик языка к зубным альвеолам.

Гимнастика всегда проводится перед зеркалом! Ребенок должен привыкать к визуальному контролю!

Комплекс упражнений подбирается индивидуально для каждой группы звуков.

Например, для свистящих он включает:

  • «Блинчик» — плоский язык кладется на нижнюю губу и слегка прикусывается языком. Процесс сопровождается произношением звука «пппппппп».
  • «Лопата» – широкий язык кладется на нижнюю губу и удерживается несколько секунд.
  • «Часики» – рот открыт, язык не касается губ и зубов, передвигается из стороны в сторону.

Гимнастику проводят до тех пор, пока не будет идеального воспроизведения. Нельзя пренебрегать этим этапом. Без способности сделать «чашечку» (при открытом рте язык высовывается и поднимаются его края) невозможно говорить о произношении «Ш».

Речевой слух

Для того чтобы ребенок успешно усвоил новое произношение, он должен отличать его на слух. Это важно и для дифференциации разных групп, например, звонких и глухих.

Поэтому развитие начинают с использования неречевого материала. Например, ребенку показывают, как мнется бумага, стучит карандаш об стол, переливается вода из стакана в стакан. После его просят отвернуться и на слух он должен определить действие.

Нельзя давать дошкольнику возможность угадывать! Любые попытки наобум выдать ответ нужно пресекать. На вопросы логопед не отвечает, но можно наводить на мысль «как думаешь, что журчит?» или «что шуршит?».

Постановка звуков при дизартрии: последовательность постановки свистящих, шипящих, гласных звуков, лечение дизартрии в Москве

Можно показывать картинки с изображением музыкальных инструментов и показывать образец их звучания. После отрывки включаются в случайном порядке, и ребенок должен показать правильный ответ.

Еще одно простое задание, которое легко осуществимо в домашних условиях. Дошкольнику предлагается закрыть глаза и прислушаться к окружающему миру. Он должен определить, что происходит вокруг него. Например, поехала машина, на кухне мама моет посуду, мяукает кошка и т. п.

Только после того, как начнет хорошо идти различение неречевых звуков, переходят к речевым. Для начала используют гласные звуки.

Нельзя давать образ буквы – это собьет ребенка с толку и запутает. В качестве символов используют знаки, которые предложила Ткаченко.

Дошкольнику объясняют, как произносится звук «А» (широко открыв рот) и показывают большой кружок красного цвета – он будет символом. После разбирают звуки «У» и «О». Предлагаются задания на определение звука при беззвучной артикуляции.

Постановка звуков при дизартрии: последовательность постановки свистящих, шипящих, гласных звуков, лечение дизартрии в Москве

Соноры

К этой группе относят «Л», «Р» и их мягкие пары. Целесообразно начинать коррекцию с них, попутно отрабатывая подготовительный этап для шипящих. Нередко они быстро отрабатываются.

Всего есть три способа постановки звука:

  1. механический – для него нужны зонды или их заменители;
  2. по подражанию – не всегда возможен;
  3. смешанный – подразумевает использование и того, и другого.

Постановка звука «Р» при дизартрии лучше проводится зондом. Из-за проблем с двигательными мышцами вызвать его по подражанию не получится. Зонд выглядит как гладкая палочка с небольшим шариком на конце.

Ребенка лучше уложить на спину. Он должен расслабиться. Его просят открыть рот, поставить кончик языка на альвеолы и произносить искаженный звук «З» (при условии, что он есть в речи). В этот момент зондом аккуратно раскачивают язык.

Постановка звуков при дизартрии: последовательность постановки свистящих, шипящих, гласных звуков, лечение дизартрии в Москве

При быстрых движениях будет слышен правильный рык. Акцентируют внимание дошкольника на этом моменте. В отличие от других звуков, с механической помощью можно начинать автоматизацию. Для этого лучше использовать стечения слогов с «ТР» и «ДР».

Постепенно, незаметно для ребенка, зонд отодвигается, и дошкольник начинает сам правильно рычать. После слогов используют слова и последний этап – скороговорки и рассказы.

Звук «Л» лучше всего ставить межзубно. Для этого ребенку предлагают слегка прикусить кончик языка и произнести звук «Ы». Данное упражнение называют «гудок парохода».

После того как этот этап удается хорошо воспроизводить нужно убрать язык за зубы.

Для этого потребуется выполнение небольшой хитрости. Дошкольнику предлагается представить, что язык – это мышка. Чтобы ее спрятать, после гудка нужно кончик быстро убрать. В таком случае он автоматически чиркнет по альвеолам и будет слышен правильный звук «Л».

Автоматизация происходит таким же образом. Вначале используют прямые и обратные слоги, потом слова, далее скороговорки.

Для того чтобы сделать этот процесс интересным используют разные игры. Например, для автоматизации слогов предлагают представить, что комната — это болото. Для передвижения нужно прыгать по кочкам и произносить слоги.

Либо применяют разнообразные настольные игры-ходилки. Кружочками раскладывают марблс, проходят пальцами и т. п.

Переднеязычные звуки

При дизартрии нередко страдают все группы звуков. Например, «Д», «Т» и их мягкие пары. Для коррекции используют разные приемы. Перед этим обязательно разрабатывается подвижность нижней челюсти. Кончик языка должен подниматься к верхним зубам.

Читайте также:  Колоноскопия: как выполняется процедура и как к ней подготовиться

Постановка звуков при дизартрии: последовательность постановки свистящих, шипящих, гласных звуков, лечение дизартрии в Москве

Для каждой группы приемы постановки могут быть разными. Например, заднеязычные («К», «Г», «Х» и мягкие пары) целесообразно ставить специальным зондом, который будет отодвигать язык вглубь рта.

Вспомогательные меры

Нередко при дизартрии отмечается повышенный или пониженный тонус органов речи. Для того чтобы справиться с этой проблемой используют логопедический массаж.

Он может быть как ручным, так и зондовым. Процедура заключается в поглаживании, небольшом надавливании на разные участки. Часто его проводят на каждом занятии в начале. Это позволяет сделать мышцы восприимчивыми к воздействию.

Постановка звуков при дизартрии: последовательность постановки свистящих, шипящих, гласных звуков, лечение дизартрии в Москве

Часто дизартрию сопровождает повышенное слюноотделение. Для снижения секреции дают кисели, жевать галеты и сухари. Перед занятием ребенка садят на стул, предлагают запрокинуть голову и имитировать жевание. Логопед может массировать точки за ушами, места соединения челюстей. Это позволит снизить работу желез.

При постановке звуков нет единых схем. Для каждого ребенка способы подбираются индивидуально.

Как поставить звуки при дизартрии

Дизартрией называется нарушение речи, вызванное различными патологиями центральной нервной системы. Заболевание проявляется в виде расстройства артикуляции звуков и смазанной речью, нарушенным голосообразованием и интонационными изменениями.

Дети с данным нарушением выделяются из общей массы сверстников слаборазвитой общей моторикой. Они неловкие, имеют ограничение активных движений, плохо подражают движениям в играх, с трудом переключаются с одного движения на другое.

Это заболевание возникает по причине дефекта иннервации и слабого развития речевого аппарата. Дизартрия является не самостоятельной болезнью, а симптомом, вызванным нарушением мозгового обращения, нейроинфекциями. В связи с этим вся проводимая работа осуществляется, исходя из принципа развития подвижности органов речи, с помощью различных логопедических приемов и упражнений.

  • Различают несколько видов патологии, в зависимости от участка поражения, влияющего на возникновение нарушения, в том или ином отделе головного мозга и нервной системы.
  • В связи с увеличением количества случаев данного заболевания, в последние годы, признана необходимость изучения особенностей работы по устранению дизартрии.
  • Для ее успешной коррекции разработаны определенные методы и приемы, связанные с особенностью нарушения.

Как ставят звук при дизартрии

Постановка звуков при дизартрии имеет определенную последовательность. Сначала это гласные, потом согласные и сонорные. Затем проводят постановку смычно-взрывных, щелевых и переднеязычных.

Г. В.Чиркина предлагает проводить отработку звуков в соответствии с тем, насколько подготовлены органы артикуляции ребенка, а именно, как разработаны дорсальный, какуминальный и альвеолярный уклады.

Также период постановки делят на этапы.

Этапы и последовательность постановки звуков

  1. Так, на первом этапе автоматизируются [а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л] и проводится дифференцировка [п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы].

  2. На следующем этапе автоматизируются [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р] и отрабатывается дифференциация [с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т’].

  3. То, с какой очередностью специалист будет работать над постановкой звуков, продиктовано рядом факторов:
  1. Степень сложности его произнесения для ребенка.

  2. Постепенность перехода от звуков с наименьшими произносительными сложностями к более простым.

  3. Схожесть по акустике и артикуляции.

  4. Наличие материала для коррекционной работы. Какой специалист этим занимается

Для правильной постановки диагноза необходимы усилия нескольких специалистов:

  • Задача логопеда исследовать звукопроизношение, оценить все стороны речи и зафиксировать результаты в речевой карте.
  • Задачей психолога является оценка интеллектуальных возможностей ребенка.
  • Опираясь на мнение перечисленных специалистов, врач-невролог дает свое заключение.

Целью работы по коррекции проявлений дизартрии является улучшение речи ребенка до состояния понятности окружающими, работа над просодической стороной речи, исправление речевого выдоха и голоса, улучшение моторики.

Для эффективной работы коррекционные занятия с логопедом рекомендуется сочетать с лечением препаратами и процедурами медицинской физической культуры.

Постановка звуков при дизартрии

То, насколько звук доступен ребенку, определяется не только оральной артикуляцией, но и тем, как зрительно воспринимается его образ.

Хорошо обозначаемыми артикуляторно считаются звуки: а, о, у, э, и, п, б, м, ф, в, ш, ж, л, с, т, к (они расположены на уменьшение артикуляционных признаков). Как правило, это гласные.

Затем идут взрывные согласные, особенно [п], которые усваиваются проще и быстрее фрикативных, таких как [ф], [в], [х].

  • Проводя постановочную работу, логопед выстраивает и интонационную выразительность материала.
  • Если проводить коррекцию звуков, артикуляция и акустика которых близка с ранее изученными, то усвоение материала будет проходить сложнее.
  • Это явление учитывается логопедами, и схожие по перечисленным признакам звуки рассредоточиваются по продолжительности коррекционной программы.

С подбором материала в постановке связывают изучение более трудного раньше, чем изучение более легкого. Таким примером может служить постановка прежде сложного звука [ы] при дизартрии, ранее более легкого [э].

Важно! Грамотный логопед, в первую очередь, станет уточнять артикуляцию звуков гласного ряда [э, а, и, ы, о, у] в приведенной последовательности. Затем можно будет приступать к работе над согласным рядом, начиная с мягких соноров, впоследствии отрабатывая их твердые пары: [м’-м, н’-н, j, л’-л, р’-р].

Поставив сонорные, переходят к уточнению и формированию смычно-взрывных: [п’-п, б’-б, т’-т, д’-д, к’-к, г’-г].

Проведя данные упражнения и закрепив результат, исследуют щелевые звуки: [ф’-ф, в’-в] и корректируют переднеязычные в данном порядке:[с’-с, з’-з, ш-ж, х’-х, щ, ч, ц].

Необходимость данной очередности звуковой постановки объясняется тем, что такая последовательность соответствует этапам становления звуков в онтогенезе и тем, что так обеспечивается возможность опереться на зрение и обеспечить контроль. Также используют опору на кинестетику и вибрацию.

Коррекционная работа реализуется по принципу перехода от несложных к более трудным речевым упражнениям.

Постановка звуков при дизартрии: последовательность постановки свистящих, шипящих, гласных звуков, лечение дизартрии в Москве

Примеры упражнений

Перед тем, как приступить к звуковой постановке, назначается логопедический массаж и артикуляционная разминка. Проводимый массаж (ручной и пальцевой), укрепляет и активизирует мускулатуру речевого аппарата, приводит в тонус слабые мышцы, а профессиональный точечный массаж расслабляет участки с гиперкинезами.

Сначала специалист проводит манипуляции с органами речи ребенка сам, с помощью рук, зонда, шпателя, салфетки. Затем пациента знакомят с органами речевой зоны и подключают сначала к пассивно-активной, а затем к активной логопедической гимнастике.

Также с ребенком прорабатываются упражнения на развитие правильного дыхания, на удержание артикуляционных поз.

Внимание! Всей работе по непосредственной постановке предшествуют подготовительные упражнения. Это комплексы для губ, языка, для челюсти.

Ребенку даются задания для тренировки силы и направленности выдыхаемой струи воздуха, на сравнение и узнавание звуков со схожими фонемными признаками.

В зависимости от отрабатываемого материала, логопедические речевые упражнения подбираются с ориентированием на активизацию того или иного участка органа. Так, при постановке звука [c] при дизартрии в подготовительный комплекс входит упражнения «Трубочка», «Забор», из которого ребенок дует на ватку, развивая силу струи воздуха.

Далее эти упражнения продолжаются с задержкой губ в тонусном вытянутом и растянутом положении, добавляется звук, тренируется переключаемость артикуляционных укладов. Для такого органа, как язык, используются расслабляющие упражнения, когда из положения «Лопата» и «Окно» ребенка просят положить язычок на губу, покусать его и подвигать вперед-назад и за зубами.

Способы постановки

Постановка ведется традиционными способами:

  • по подражанию, когда логопед показывает ребенку, как располагаются органы артикуляции при произнесении, а также используя тактильные ощущения при «соприкосновении» со звуком (например, при постановке звука[д] при дизартрии);
  • от опорного звука, когда поставленный звук является основой, к которой прикрепляется нужный, и все произносятся в связке (тс-с-с-с; ииии-с-с-с);
  • механическим способом, с использованием зонда и шпателя и механического удержания языка и органов артикуляции в нужной для произнесения позе;
  • смешанным способом (например, при постановке звука [л] при дизартрии), когда его произносят по подражанию и с использованием зонда.

Постановка звуков при дизартрии

  • Постановка звуков при дизартрии
  • Последовательность постановки звуков определяется индивидуальным подходом, в зависимости от
  • подготовленности артикуляционных укладов: дорсального, какуминального, альвеолярного.

Г.В. Чиркина предлагает два этапа в постановке звуков и их дифференциации:

I           этап. Отрабатываются звуки: [а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л] автоматизируются. На этом этапе планируют дифференциацию: [п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы].

II         этап. Отрабатывают: [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р]. Дифференцируют: [с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т'].

При стертой дизартрии коррекцию звуков необходимо начинать с уточнения гласных звуков. Длительность гласных звуков определяет разборчивость речи, темп, мелодико-интонационную окраску, т. к. модулируя голосом по высоте и силе гласные звуки, удается передавать эмоциональный компонент речи. Согласные звуки в основном несут семантическую нагрузку.

Читайте также:  Частые головные боли у женщин: причины постоянной головной боли и головокружений с тошнотой у женщин, лечение в Москве

https://www.youtube.com/watch?v=dFCEOppKzF0

Уточняют гласные звуки, желательно в такой последовательности: [э, а, и, ы, о, у]. Добиваются четкой артикуляции. Согласные звуки начинают отрабатывать с мягких сонорных звуков, а затем закрепляют их твердые пары: [м'-м, н'-н, j, л'-л, р'-р].

После сонорных звуков уточняют или заново формируют смычно-взрывные звуки: [п'-п, б'-б, т'-т, д'-д, к'-к, г'-г]. Затем уточняют щелевые звуки: [ф'-ф, в'-в]. Переднеязычные звуки значительно чаще искажаются при дизартрии.

Рекомендуется следующий порядок: [с'-с, з'-з, ш-ж, х'-х, щ, ч, ц].

  1. Такая последовательность в выборе звуков для коррекционной работы объясняется рядом факторов:
  2. прежде всего, последовательностью формирования звуков в онтогенезе;
  3. возможностью опираться на зрительный контроль, на кинестетические ощущения;

—        опорой на тактильно-вибрационный контроль. Кроме того, предусматривается постепенный переход от простых артикуляций к более трудным.

Рекомендуемая последовательность коррекции звуков при дизартрии

Гласные: [э, а, и, ы, о, у]
Согласные: [м'-м]
Сонорные [н'-н]
[j]
[л'-л]
[Р'-Р]
Смычно-взрывные [п'-п]
[б'-б]
[т'-т]
[д'-д]
[к'-к]
[г'-к]
Щелевые [Ф'-ф]
[в'-в]
Переднеязычные [с'-с]
[з'-з]
[ш-ж]
[х'-х]
[щ]
Ч
[Ц]
  • Приемы коррекции наиболее часто нарушаемых звуков
  • ЗВУК [с]
  • Правильная артикуляция звука [с]
  • Губы слегка растянуты.
  • Зубы сближена на расстоянии 1 мм.
  • Язык кончиком упирается в нижние резцы.
  • Нёбная занавеска: поднята и прижата к задней стенке глотки, преграждая воздуху выход через нос (при выдохе).

Последовательность постановки звуков при дизартрии

Дизартрией называется нарушение речи, вызванное различными патологиями центральной нервной системы. Заболевание проявляется в виде расстройства артикуляции звуков и смазанной речью, нарушенным голосообразованием и интонационными изменениями.

Дети с данным нарушением выделяются из общей массы сверстников слаборазвитой общей моторикой. Они неловкие, имеют ограничение активных движений, плохо подражают движениям в играх, с трудом переключаются с одного движения на другое.

Это заболевание возникает по причине дефекта иннервации и слабого развития речевого аппарата. Дизартрия является не самостоятельной болезнью, а симптомом, вызванным нарушением мозгового обращения, нейроинфекциями. В связи с этим вся проводимая работа осуществляется, исходя из принципа развития подвижности органов речи, с помощью различных логопедических приемов и упражнений.

  • Различают несколько видов патологии, в зависимости от участка поражения, влияющего на возникновение нарушения, в том или ином отделе головного мозга и нервной системы.
  • В связи с увеличением количества случаев данного заболевания, в последние годы, признана необходимость изучения особенностей работы по устранению дизартрии.
  • Для ее успешной коррекции разработаны определенные методы и приемы, связанные с особенностью нарушения.

Как ставят звук при дизартрии

Постановка звуков при дизартрии имеет определенную последовательность. Сначала это гласные, потом согласные и сонорные. Затем проводят постановку смычно-взрывных, щелевых и переднеязычных.

Г. В.Чиркина предлагает проводить отработку звуков в соответствии с тем, насколько подготовлены органы артикуляции ребенка, а именно, как разработаны дорсальный, какуминальный и альвеолярный уклады.

Также период постановки делят на этапы.

Этапы и последовательность постановки звуков

  1. Так, на первом этапе автоматизируются [а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л] и проводится дифференцировка [п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы].
  2. На следующем этапе автоматизируются [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р] и отрабатывается дифференциация [с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т’].

  3. То, с какой очередностью специалист будет работать над постановкой звуков, продиктовано рядом факторов:
  1. Степень сложности его произнесения для ребенка.
  2. Постепенность перехода от звуков с наименьшими произносительными сложностями к более простым.
  3. Схожесть по акустике и артикуляции.
  4. Наличие материала для коррекционной работы.

    Какой специалист этим занимается

Для правильной постановки диагноза необходимы усилия нескольких специалистов:

  • Задача логопеда исследовать звукопроизношение, оценить все стороны речи и зафиксировать результаты в речевой карте.
  • Задачей психолога является оценка интеллектуальных возможностей ребенка.
  • Опираясь на мнение перечисленных специалистов, врач-невролог дает свое заключение.

Целью работы по коррекции проявлений дизартрии является улучшение речи ребенка до состояния понятности окружающими, работа над просодической стороной речи, исправление речевого выдоха и голоса, улучшение моторики.

Для эффективной работы коррекционные занятия с логопедом рекомендуется сочетать с лечением препаратами и процедурами медицинской физической культуры.

Постановка звуков при дизартрии

То, насколько звук доступен ребенку, определяется не только оральной артикуляцией, но и тем, как зрительно воспринимается его образ.

Хорошо обозначаемыми артикуляторно считаются звуки: а, о, у, э, и, п, б, м, ф, в, ш, ж, л, с, т, к (они расположены на уменьшение артикуляционных признаков). Как правило, это гласные.

Затем идут взрывные согласные, особенно [п], которые усваиваются проще и быстрее фрикативных, таких как [ф], [в], [х].

  • Проводя постановочную работу, логопед выстраивает и интонационную выразительность материала.
  • Если проводить коррекцию звуков, артикуляция и акустика которых близка с ранее изученными, то усвоение материала будет проходить сложнее.
  • Это явление учитывается логопедами, и схожие по перечисленным признакам звуки рассредоточиваются по продолжительности коррекционной программы.

С подбором материала в постановке связывают изучение более трудного раньше, чем изучение более легкого. Таким примером может служить постановка прежде сложного звука [ы] при дизартрии, ранее более легкого [э].

Важно! Грамотный логопед, в первую очередь, станет уточнять артикуляцию звуков гласного ряда [э, а, и, ы, о, у] в приведенной последовательности. Затем можно будет приступать к работе над согласным рядом, начиная с мягких соноров, впоследствии отрабатывая их твердые пары: [м’-м, н’-н, j, л’-л, р’-р].

Поставив сонорные, переходят к уточнению и формированию смычно-взрывных: [п’-п, б’-б, т’-т, д’-д, к’-к, г’-г].

Проведя данные упражнения и закрепив результат, исследуют щелевые звуки: [ф’-ф, в’-в] и корректируют переднеязычные в данном порядке:[с’-с, з’-з, ш-ж, х’-х, щ, ч, ц].

Необходимость данной очередности звуковой постановки объясняется тем, что такая последовательность соответствует этапам становления звуков в онтогенезе и тем, что так обеспечивается возможность опереться на зрение и обеспечить контроль. Также используют опору на кинестетику и вибрацию.

Коррекционная работа реализуется по принципу перехода от несложных к более трудным речевым упражнениям.

Примеры упражнений

Перед тем, как приступить к звуковой постановке, назначается логопедический массаж и артикуляционная разминка. Проводимый массаж (ручной и пальцевой), укрепляет и активизирует мускулатуру речевого аппарата, приводит в тонус слабые мышцы, а профессиональный точечный массаж расслабляет участки с гиперкинезами.

Сначала специалист проводит манипуляции с органами речи ребенка сам, с помощью рук, зонда, шпателя, салфетки. Затем пациента знакомят с органами речевой зоны и подключают сначала к пассивно-активной, а затем к активной логопедической гимнастике.

Также с ребенком прорабатываются упражнения на развитие правильного дыхания, на удержание артикуляционных поз.

Внимание! Всей работе по непосредственной постановке предшествуют подготовительные упражнения. Это комплексы для губ, языка, для челюсти.

Ребенку даются задания для тренировки силы и направленности выдыхаемой струи воздуха, на сравнение и узнавание звуков со схожими фонемными признаками.

В зависимости от отрабатываемого материала, логопедические речевые упражнения подбираются с ориентированием на активизацию того или иного участка органа. Так, при постановке звука [c] при дизартрии в подготовительный комплекс входит упражнения «Трубочка», «Забор», из которого ребенок дует на ватку, развивая силу струи воздуха.

Далее эти упражнения продолжаются с задержкой губ в тонусном вытянутом и растянутом положении, добавляется звук, тренируется переключаемость артикуляционных укладов. Для такого органа, как язык, используются расслабляющие упражнения, когда из положения «Лопата» и «Окно» ребенка просят положить язычок на губу, покусать его и подвигать вперед-назад и за зубами.

Способы постановки

Постановка ведется традиционными способами:

  • по подражанию, когда логопед показывает ребенку, как располагаются органы артикуляции при произнесении, а также используя тактильные ощущения при «соприкосновении» со звуком (например, при постановке звука[д] при дизартрии);
  • от опорного звука, когда поставленный звук является основой, к которой прикрепляется нужный, и все произносятся в связке (тс-с-с-с; ииии-с-с-с);
  • механическим способом, с использованием зонда и шпателя и механического удержания языка и органов артикуляции в нужной для произнесения позе;
  • смешанным способом (например, при постановке звука [л] при дизартрии), когда его произносят по подражанию и с использованием зонда.

Комплексное лечение дизартрии

Для комплексного лечения дизартрии рекомендуется применение:

  1. медикаментозных препаратов;
  2. иглоукалывания;
  3. физиотерапевтических процедур;
  4. ЛФК;
  5. закаливания;
  6. занятий с логопедом;
  7. излечение хронических заболеваний.

При проведении коррекционной работы (например, при постановке звука [р] при дизартрии) учитывается особенность иннервации артикуляционного аппарата и проводится вначале подготовительная работа в виде массажа, артикуляционной разминки, упражнений для органов полости рта, нижней челюсти, тренировки на дыхание и формирование воздушной струи. Постановка самих звуков ведется в соответствии с учетом онтогенетического принципа и принципа перехода от более простого к более сложному.

Прогноз и профилактика дизартрии

Прогноз при лечении данного заболевания чаще всего неопределенный.

Раннее начало систематической работы по коррекции нарушения могут дать лучший эффект. Более оптимистичным является прогноз при наличии стремления к результату у самого дизартрика и его ближайшего окружения.

Дети с таким заболеванием нуждаются в развитии общей и мелкой моторики, в переключаемости и в обучении самообслуживанию.

Если форма заболевания определяется, как тяжелая, то возможен лишь прогресс в улучшении речевой функции.

Профилактикой дизартрии считается бережное вынашивание ребенка, здоровый образ жизни матери, раннее выявление нарушения, наблюдение и предупреждение травм головного мозга и нейроинфекций в любом возрасте.

Постановка звуков при дизартрии: последовательность постановки свистящих, шипящих, гласных звуков, лечение дизартрии в Москве

Для произнесения согласных нужно препятствие на пути воздушной струи в ротовой полости. Какие органы речи создают это препятствие? Ответы на этот вопрос составляют классификацию согласных по месту артикуляции.

https://www.youtube.com/watch?v=1B2Hg1Lxwl4

Все согласные буквы и обозначаемые ими согласные звуки русского литературного языка классифицируются по четырем признакам:

  1. По участию в их образовании тона (голоса) и шума;
  2. По месту образования шума, то есть по месту образования преграды, на которую наталкивается выдыхаемый воздух;
  3. По способу образования шума, то есть по способу преодоления преграды;
  4. По наличию или отсутствию смягчения, или палатализации (от лат. pala­tum «мягкое нёбо»).

Каждый согласный звук может быть охарактеризован по этим четырем признакам, и каждый согласный отличается от каждого другого согласного комбинацией этих четырех признаков.

При образовании гласных звуков воздушная струя, выйдя из гортани, не встречает никаких препятствий в артикуляционном отделе речевого аппарата.

Для образования согласных наличие препятствий является необходимым условием. В фонетике все согласные звуки классифицированы, это очень удобно когда нужно поставить человеку правильное извлечение звука.

Постановка звука «с»

Звук «с» при дизартрии отрабатывается в зависимости от сложности нарушения речи пациента. В сложных случаях, когда у пациента нарушен слух и речь постановка звука «с» может проводиться несколькими способами, с предварительной отработкой звуков «ф», «фа».

Логопед учит пациента правильно держать язык при выдохе и одновременно произносить звук. При постановке звука используют специальную тонкую лопатку, которой слегка прижимают язык во время выдоха и отработки звука. Так можно проводить постановку свистящих звуков при дизартрии (переднеязычные зубные, щелевые «з» и «с»).

Свистящие звуки образуются с помощью воздушной струи, проходящей через органы речи и напоминающей свист.

При образовании свистящих звуков воздушная струя проходит через узкую щель, которая образуется между передней частью языка и твердым нёбом. Опорным звуком для постановки «с» является звук «и». Поэтому занятия включают произношение звука «и». Врач предлагает спрятать язык за зубы и широко улыбнувшись произнести «и-и-и».

Затем врач с пациентом, проговаривают слова, содержащие звук «и», логопед использует различные упражнения. Постановка звука «с» начинается после проведения упражнений со звуком «и» различными способами. Сомкнув зубы и улыбаясь, про себя следует произнести звук «и», затем представить, что дуете на мяч.

Губы не должны смыкаться, кончик языка должен находиться за нижними зубами. Во время выполнения упражнения слышится звук «с».

Второй способ выполняется с помощью механического помощника. Кончик языка находится за нижними зубами, зубы обнажены в улыбке, на кончик языка кладут тонкую палочку, слегка прижимая язык. Палочка формирует желобок в центре языка.

Врач предлагает пациенту подуть на кончик языка сильной воздушной струей. Слышится звук «с». Для того чтобы упражнение было успешным, следует поднести ко рту тыльную сторону ладони и следить за воздушной струей – она должна быть прохладной и узкой.

Когда пациент начинает хорошо произносить звук, переходят к автоматизации звука в предложениях и словах.

По участию носового резонатора в образовании звука

По этому принципу все согласные делятся на носовые и ротовые.

При образовании ротовых звуков, мягкое небо поднято и смыкается с утолщением на задней стенке глотки (валик Пассавана), благодаря чему проход в носовую полость оказывается закрытым и весь выдыхаемый воздух выходит только через рот.

При образовании же носовых звуков мягкое небо опущено, ввиду чего струя выдыхаемого воздуха выходит через нос, придавая звукам носовой оттенок. К носовым звукам в русском языке относятся только М (МЬ и Н (НЬ)), все же остальные согласные являются ротовыми.

Только по участию или неучастию небной занавески в образо-вании звука в нашем языке различаются слова типа БаБа — МаМА, Брак — Мрак, Быть — Мыть, Барка — Марка, Бочка — Мочка; Даша -Наша, Дина — Нина, Да — На, Дочь — Ночь, Дочка — Ночка, Доты -Ноты.

По положению средней части спинки языка по отношению к твердому небу.

Дополнительный момент артикуляции при образовании многих согласных звуков, заключающийся в приподнимании средней части спинки языка к средней части твердого неба, придает этим звукам оттенок мягкости.

С учетом этого дополнительного момента артикуляции большинство согласных звушв русского языка образуют мягкие и твердые пары — всего 15 пар.

К ним относятся: П-ПЬ, Б-БЬ, М-МЬ, Ф-ФЬ, В-ВЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, Н-НЬ, С-СЬ, 3-ЗЬ, Р-РЬ, Л-ЛЬ, К-КЬ, Г — ГЬ, Х-ХЬ.

Не имеют мягких пар звуки: Ш, Ж, Ц, не имеют твердых пар звуки Ч, Щ. Й.

Признак твердости и мягкости звуков в русском языке также явпяется смыслоразличительным, поскольку в заеисимости от наличия или отсутствия смягчения согласных коренным образом меняется значение слова.

Как и в предыдущих случаях, это особенно наглядно проявляется в словах-квазиомонимах, например: меЛ -меЛЬ, угоЛ — угоЛЬ, МЫшка — МИшка, хоР — хоРЬ, кРУг — кРЮк, РОв- РЁв, ЛУк — ЛЮк, МАл — МЯл, ПАльцы — ПЯльцы, НОс — НЁс, оСЫ — оСИ, шесТ — шесТЬ, НЫть — НИть, ВЫть — ВИть, пыЛ — пыЛЬ и т.п.

Характерно то, что по принципу всех рассмотренных смыслоразличительных, призиаков дифференцируются не только отдельные пары приведенных выше слов, но и целые «цепочки» таких слов, объединяющие сразу несколько дифференциальных признаков звуков.

Например:

Сом — Том — Ком — Лом — Ром — Дом – Жом. Вол — Гол — Дол — Зол — Кол — Мол — Пол – Тол. Боль — Голь — Моль — Соль — Ноль — Роль – Толь. Почка — Бочка — Точка — Дочка — Мочка — Ночка – Кочка. Мучка — Ручка — Кучка — Щучка — Жучка – Тучка. Зайка — Сайка — Майка — Гайка — Лайка — Байка — Чайка – Шайка.

Борт — Порт — Торт — Корт — Сорт – Форт. Бор — Вор — Мор — Жор — Сор – Хор. Воля — Доля — Коля — Поля – Толя. Жир — Мир — Пир – Тир.

Маша — Даша — Ваша — Наша — Каша — Саша — Гаша — Паша — Чаша

  Конспект занятия в старшей группе «Звук и буква О»

  • Тёлка — Чёлка — Щёлка — Полка — Солка — Холка
  • Существование таких цепочек слов лишний раз убеждает нас о необходимости воспитания у детей очень четкой слухопроизносительной диффереициации каждого звука от сходных с ним. В противном случае они будут затрудняться как в понимании речи собеседника, так и в продуцировании своих собственных высказываний,
  • Артикуляция каждого согласного звука включает в себя все рассмотренные пять параметров, а именно:

1. Любой согласный звук явяяется или губным (губно-губным или губно-зубным) или язычным (язычно-эубным, язычно-альвеолярным, язычно-передненебным, среднеязычным, заднея-зычным) в зависимости от места образования преграды для воз-душной струи при его артикулировании.

2. Любой согласный заук является или смычным, или щелевым, или смычно-проходным, или дрожащим, или аффрикатой в зависимости от способа образования преграды для воздушной струи при его артикулировании,

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector