Корковая дизартрия: характеристика и структура дефекты, лечение и коррекция корковой дизартрии в Москве

Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу.

Корковая дизартрия: характеристика и структура дефекты, лечение и коррекция корковой дизартрии в МосквеТермин дизартрия означает нарушение процесса артикуляции.

В 1911 году дизартрию начали разделять на центральную и периферическую. Позже советский невролог М. С. Маргулис выделил корковую, как отдельный тип.

Характеристика корковой дизартрии, отличие от подкорковой

Корковая дизартрия – это следствие расстройства работы церебральной коры головного мозга. Поражаются отдельные участки коры. Результатом становится нарушение речи. У больного теряется ритмичность речи, темпа, нарушается членораздельность. Отдельные звуки он заменяет друг другом, разделяет аффрикаты, сохраняя смысловую часть сказанного.

Корковая форма дизартрии сложно выявляется, так как ее симптомы очень похожи на моторные формы афазии. Поэтому нейролингвистический анализ при этой патологии проводится с особой тщательностью.

При корковой дизартрии страдает лишь двигательная функция речевого аппарата. Дыхание, голос сохраняются, нет слюнотечения. При подкорковой форме голос и дыхание нарушаются, часто появляется слюнотечение.

Корковая дизартрия: характеристика и структура дефекты, лечение и коррекция корковой дизартрии в Москве

Причины и механизм развития нарушения

У детей корковая дизартрия развивается, как следствие перинатального поражения ЦНС, у взрослых основные причины — ЧМТ и опухоли головного мозга. Поражаются нижние участки коры, из-за чего страдает артикуляция в области мягкого неба, губ, языка, щек, глотки, челюстей.

Подкорковая дизартрия наблюдается при следующих нарушениях:

  1. Дети страдают чаще всего от перинатальных нарушений развития ЦНС. Это может быть следствием гипоксии, гемолитической болезни, инфекции, родовых травм, асфиксии новорожденного. Факторами риска считают быстрые роды, гестоз тяжелой степени, вакуум-экстракцию, использование при родах щипцов.
  2. ЧМТ. Речь идет о серьезном травмировании черепа, при котором разрушенные кости давят на мозг, закрытой травме с сильным ушибом, тяжелом сотрясении. В результате подобного поражения кора мозга сдавливается появившейся гематомой (эпидуральной или субдуральной).
  3. Инсульт. Подобное осложнение наблюдается, как при ишемическом, так и при геморрагическом инсульте. Ишемический приводит к гипоксии нейронов коры из-за нарушения кровоснабжения. При геморрагическом излившаяся кровь сдавливает ткани коры. Если не получилось быстро восстановить кровоток ответственные за артикуляцию нейроны погибают.
  4. Опухоли. Корковую дизартрию могут вызывать новообразования, которые приводят к компрессии или деструкции церебральной коры.
  5. Менингоэнцефалит. Это воспалительное заболевание, при котором поражается вещество мозга и его оболочки. Нередко к такому тяжелому осложнению приводит корь, краснуха, ОРВИ, реже – герпес. Их могут спровоцировать гнойные инфекции (абсцесс околочелюстных тканей, синусит, отит), сифилис, туберкулез. При набухании оболочек мозга сдавливаются участки коры и сосуды, которые их питают. Результатом становится нарушение функций нейронов, из-за чего страдает артикуляция.

Патогенез разнообразный. Есть два механизма развития дизартрии:

  1. Поражается передняя центральная извилина. Развивается центральный парез мимической мускулатуры, языка. Часто в этом случае речевые расстройства сочетаются с гипертонусом мышц руки.
  2. Очаг расположен в постцентральных отделах. Результатом становится сбой обработки афферентных импульсов. Именно они сигнализируют о том состоянии, в котором пребывают органы артикуляции. Из-за того, что обратная информация отсутствует, мозг не может скорректировать артикуляционные движения. Так развивается сбой программирования движений при артикуляции – артикуляционная апраксия.

Корковая дизартрия: характеристика и структура дефекты, лечение и коррекция корковой дизартрии в Москве

Очаг поражения при разных формах дизартрии

Разновидности нарушений артикуляции

Выделяют 4 степени корковой дизартрии – начиная со стертой формы и заканчивая полной. Учитывая локализацию патологии, выделяют дизартрию:

  1. Афферентную (кинестетическую). Это результат разрушения постцентральных зон коры. Нарушается речь и движения кистей.
  2. Эфферентную (кинетическую). Это результат поражения передней центральной части коры. Страдает плавность речи, больной может выговаривать слова по слогам.

Особенности клинической картины

При корковой дизартрии отмечается нарушение темпа речи, ее ритма. Она становится медленной, резкой, нарушается автоматизм процесса. Больному буквально сложно повернуть язык, пошевелить губами.

Очень типично то, что человек не может выговорить переднеязычные звуки. Это симптом нарушения работы мышц языка. Сложные для артикуляции звуки больной старается заменить, пропустить.

Он начинает говорить непонятно, смазано, но содержание речи сохраняется.

При афферентной дизартрии больной пытается найти правильное положение органов артикуляции. Он говорит прерывисто, толчками. Голос становится громче. Звонкие согласные выговариваются глухо. Появляются звуки-вставки. Щелевые согласные заменяются на смычные. Больной не может точно понять, к какой части его лица произошло прикосновение.

Корковая дизартрия: характеристика и структура дефекты, лечение и коррекция корковой дизартрии в Москве

Очень типично, что при артикуляции больной морщит лоб, высовывает язык, жмурит глаза. Часто наблюдается правосторонний гемипарез.

Диагностика

Сложнее всего диагностировать корковую дизартрию в возрасте до 2-х лет. Поводом для беспокойства должна стать низкая речевая активность.

Для диагностики потребуются такие мероприятия:

  1. Консультация невролога.
  2. Консультация логопеда.
  3. Нейровизуализация (томограмма).
  4. Люмбальная пункция (редко).

Важно исключить другие речевые расстройства. Дизартрия очень похожа на моторную алалию и дислалию. В первую очередь больному сложно произнести трудные для выговаривания звуки. Особенно сложно произнести согласные звуки. В речи появляются паузы, которые крайне напоминают заикание.

Корковая дизартрия: характеристика и структура дефекты, лечение и коррекция корковой дизартрии в Москве

Комплекс мер для устранения расстройства

Лечение будет комплексным:

  • обязательно нужно установить причину развития патологии;
  • необходима логопедическая коррекция;
  • подключается медикаментозное лечение;
  • кинезиотерапия;
  • с больным работает психолог, он осуществляет психокоррекцию;
  • физиопроцедуры, в частности массаж, помогут усилить эффективность лечения.

Упражнения и массаж

При терапии расстройств речи важно лечить саму причину расстройства. Если подойти к терапии комплексно, можно добиться успешного восстановления речевой функции. В реабилитации должны принимать участие невролог, логопед, реабилитолог, психолог.

Обязательно проводится курс лечебного массажа. Важно выбрать опытного массажиста. Он не должен прилагать большие усилия, они могут ухудшить состояние. Массируются носогубные складки, губы, мягкое небо, язык.

Полезно дуть через трубочку в воду, надувать всевозможные игрушки. Также полезно покашлять, позевать.

Чтобы укрепить общую моторику, выполняется комплекс специальных упражнений.

Медикаментозное лечение

Невролог назначит медикаментозное лечение, в которое войдут:

  1. Сосудистые препараты (улучшают кровообращение).
  2. Ноотропы (стимулируют работу мозга).
  3. Метаболические средства (улучшают обмен веществ).
  4. Витамины (улучшают общее состояние организма).
  5. Седативные (снижают возбудимость, улучшают память, внимание).

Особенности логопедической работы

Обязательный элемент коррекции – работа с логопедом.  Его задача – поставить правильное произношение звуков, довести его до автоматизма.

Для логопедической работы при подкорковой дизартрии используется комплекс методов и приемов:

  1. Подражаем. Логопед показывает больному, в каком положении должны быть речевые органы, а потом больной подражает доктору.
  2. Механическая коррекция. Логопед использует зонды. Детям такой метод не всегда по душе.
  3. Механическая постановка, подражание. Логопед придерживает зондом орган артикуляции, показывает, в каком положении должен быть язык, губы.
  4. Физиологический. Предлагается выполнить специальные упражнения, улучшающие артикуляцию.

При отсутствии комплексного лечения, реабилитации речевая функция может быть утрачена. Степень восстановления речи будет зависеть от степени поражения коры, ее этиологии, выраженности нарушений, психологического и физиологического состояния больного, его возраста.

Хуже всего лечится корковая дизартрия при ДЦП, перинатальных травмах, при депрессии, в пожилом возрасте.

Меры профилактики:

  • предупреждение осложнений во время беременности, родов;
  • предупреждение травм;
  • исключение онкогенных факторов;
  • укрепление иммунитета для борьбы с инфекцией.

Читайте ещё

Корковая дизартрия :: Симптомы, причины, лечение и шифр по МКБ-10

 Название: Корковая дизартрия.

Корковая дизартрия: характеристика и структура дефекты, лечение и коррекция корковой дизартрии в Москве Корковая дизартрия

 Корковая дизартрия. Нарушение речевой артикуляции вследствие расстройства механизмов центральной мышечной иннервации и праксиса артикуляционных органов на уровне церебральной коры.

Клинически проявляется утратой членораздельности, темпа и ритмичности речи, заменой отдельных звуков, разделением аффрикатов при сохранении смысловой части высказывания. Диагностика осуществляется методами логопедического, неврологического исследования.

Для определения этиологии поражения коры дополнительно назначаются нейровизуализационные методики. Лечение включает терапию причинной патологии, логопедическую коррекцию, фармакотерапию, кинезиотерапию, массаж, психокоррекцию.

 Дизартрия — латинский термин, обозначающий нарушение артикуляции. Разделение дизартрии на центральную и периферическую впервые было проведено в 1911 году. В 1926 году отечественным профессором неврологом М. С. Маргулисом была предложена более подробная классификация, основанная на локализации очага церебрального поражения, выделена корковая форма дизартрии.

Читайте также:  Что делать если воспалился геморрой - лечение в Москве геморроидальных узлов, запись на прием и консультацию

Клинически корковая дизартрия сходна с моторными формами афазии, что затрудняет её диагностику и требует тщательного нейролингвистического анализа. Точные данные о распространённости патологии в неврологической и логопедической практике отсутствуют. У детей корковая дизартрия чаще является следствием перинатальных поражений ЦНС, у взрослых — опухолей и ЧМТ.

Корковая дизартрия: характеристика и структура дефекты, лечение и коррекция корковой дизартрии в Москве Корковая дизартрия

 Данная форма нарушений речи наблюдается при фокальном органическом поражении нижних участков пре- и постцентральных зон коры, на которые проецируются артикуляционные органы: язык, губы, мягкое нёбо, челюсти, глотка, щёки. Этиологические факторы, обуславливающие поражение коры, полиморфны и несколько разнятся у детей и взрослых.

Наиболее значимыми этиофакторами являются:  • Черепно-мозговые травмы. Травмирование происходит при открытых повреждениях с вдавлением костей черепа, закрытых травмах с ушибом, тяжёлым сотрясением головного мозга. Возможно сдавление коры увеличивающейся посттравматической субдуральной или эпидуральной гематомой.  • Опухоли головного мозга.

Конвекситальные новообразования мозга, оболочек (менингиомы) обуславливают фокальную компрессию церебральной коры. Внутримозговые опухоли (глиомы, астроцитомы), подлежащие соответствующим отделам коры, в случае инфильтративного роста вызывают их деструкцию, в отсутствие инфильтрации — сдавление.  • Менингоэнцефалиты.

Воспалительное поражение оболочек и вещества мозга может стать осложнением различных общеинфекционных заболеваний (кори, герпеса, краснухи, ОРВИ), очагов хронической гнойной инфекции (отита, синусита, околочелюстного абсцесса), специфического инфекционного процесса (туберкулёза, сифилиса).

Набухание мозговых оболочек, отёчность церебрального вещества провоцируют сдавление отдельных корковых участков и питающих их сосудов, что приводит к дисфункции нейронов, участвующих в регуляции артикуляционного механизма.  • Инсульты. Ишемический инсульт становится причиной гипоксии корковых нейронов вследствие недостаточного кровоснабжения.

Геморрагический инсульт вызывает сдавление корковых тканей излившейся кровью. Отсутствие быстрого восстановления церебрального кровотока, нарастание внутримозговой гематомы ведёт к гибели ответственных за артикуляцию нейронов.  • Перинатальная патология.

В педиатрической практике корковая дизартрия наиболее часто формируется под воздействием неблагоприятных внутриутробных условий развития (гипоксии плода, внутриутробной инфекции, гемолитической болезни), травм и асфиксии новорожденного в ходе родов. К факторам риска относятся тяжёлый гестоз, быстрые роды, применение акушерских щипцов, операции (вакуум-экстракции).

 Нарушение отличается патогенетическим полиморфизмом. В его рамках различают два основных механизма формирования речевых нарушений. Первый реализуется при поражении передней центральной извилины. Сложности артикуляции возникают вследствие центрального пареза мышц языка и мимической мускулатуры.

Близкое к артикуляционным органам расположение представительства кисти в моторной корковой зоне обуславливает частое сочетание речевых расстройств с повышением тонуса в мышцах руки.  Второй патогенетический механизм определяется при локализации очага в постцентральных отделах.

Он связан с нарушением обработки полученных афферентных импульсов, информирующих о состоянии артикуляционных органов. Отсутствие обратной информации делает невозможным адекватную корректировку артикуляционных движений, осуществляемую соответствующими отделами моторной зоны.

Возникает артикуляционная апраксия — нарушение программирования последовательности и силы движений, реализующих речевую функцию.

 Разнородность нарушений, различная степень их проявлений обуславливают применение двух классификаций в практической неврологии. Подобно другим видам дизартрии, корковая форма по выраженности речевой дисфункции делится на четыре степени – от стёртой дизартрии до полной анартрии.

С учетом локализации патологического очага и патогенетического механизма дизартрия классифицируется на два основных варианта:  • Афферентная (кинестетическая). Возникает при поражении постцентральных корковых зон доминантного полушария.

Сочетается с оральной апраксией, апраксией движений контрлатеральной кисти. Характеризуется поиском правильной артикуляционной укладки для произнесения необходимого звука.  • Эфферентная (кинетическая). Формируется при очаге в передних центральных зонах коры.

Часто сочетается с контрлатеральным гемипарезом. Типична замедленность, отсутствие речевой плавности, иногда — послоговое проговаривание.

 Первыми симптомами речевого расстройства являются темпо-ритмические нарушения: замедленность экспрессивной речи, утрата её плавности и автоматизма. Создаётся впечатление, что пациенту трудно шевелить губами и языком, что вполне соответствует действительности. Ключевым проявлением выступает расстройство произнесения переднеязычных звуков, связанное с нарушением иннервации мышц языка. В речевой продукции происходит замена или пропуск артикуляционно сложных звуков. В результате речь больного становится смазанной, непонятной. Содержательная часть речи остаётся сохранной.  Афферентная корковая дизартрия характеризуется поиском правильного положения артикуляционных органов, что делает речь прерывистой, толчкообразной. Повышенная напряжённость артикуляции обуславливает усиление громкости голоса, избирательное оглушение звонких согласных. Замедление переходных этапов артикуляции приводит к появлению звуков-вставок. Наблюдается раздельное или частичное проговаривание аффрикатов («ц»=«т»+«с»), замена щелевых согласных на смычные. Отмечается некоторое расстройство лицевого гнозиза, пациент неточно указывает место прикосновения к различным точкам на лице.

 Ассоциированные симптомы: Дефект озвончения. Замена звуков.

 В детском возрасте корковая дизартрия негативно сказывается на общем состоянии ЦНС и становлении речи. Отмечается снижение внимания, способности к запоминанию информации. Плохо набирается словарный запас, формируется общее недоразвитие речи.

Дефект произносительной стороны речи влечёт за собой нарушение восприятия фонем, возникает фонетико-фонематическое недоразвитие. Указанные расстройства препятствуют успешному обучению ребёнка письму, чтению. Развивается вторичная дисграфия, дислексия. У взрослых обусловленные речевым дефектом проблемы коммуникации вызывают дисбаланс психоэмоциональной сферы.

Больные остро переживают сложившуюся ситуацию, становятся упрямыми, раздражительными или, напротив, замкнутыми, склонными к депрессии.

 Диагностические сложности представляет корковая дизартрия у детей младше 2 лет. Нарушения речи у них можно заподозрить по сниженной речевой активности. Вид речевого расстройства устанавливается путём всестороннего логопедического и неврологического обследования. Инструментальные исследования необходимы для уточнения этиологии поражения.

Полный комплекс диагностических процедур включает:  • Консультацию невролога. В неврологическом статусе зачастую определяется асимметрия лица, парез мимической мускулатуры, гипертонус мышц языка, отклонение его кончика от средней линии.

Выявляются элементы апраксии артикуляционного аппарата, затруднение при выполнении последовательности действий по заданию. Возможно наличие центрального спастического гемипареза, гемигипестезии.  • Консультацию логопеда. Подтверждает речевое напряжение, замедленность, прерывистость речевой продукции.

При исследовании устной речи наблюдается замена звуков, выпадение отдельных фонем, появление вставочных звуков. Содержательная сторона высказывания, речевое дыхание не нарушены, фонематический слух сохранен. У детей может диагностироваться ФФН и ОНР.  • Нейровизуализацию.

Томографические методы исследования позволяют установить морфологический субстрат заболевания. При травмах, оболочечных гематомах и опухолях более информативна КТ головного мозга. В диагностике инсультов, церебральных новообразований, воспалительных фокусов предпочтение отдаётся МРТ головного мозга.

В сложных диагностических случаях рекомендовано проведение обоих исследований, а также ПЭТ-КТ.  • Люмбальную пункцию. Выполняется при подозрении на воспалительно-инфекционную этиологию для забора ликвора.

Исследование цереброспинальной жидкости (ликвора) позволяет выявить воспалительные изменения, провести бакпосев, ИФА, ПЦР-диагностику для верификации возбудителя.  Корковая дизартрия требует дифференцировки от иных речевых расстройств.

От акустико-гностической, акустико-мнестической, динамической афазии она отличается сохранностью смысловой стороны высказывания, сложностью артикуляции отдельных звуков. Различия с афферентной моторной афазией заключаются в артикуляционных сложностях как в произвольных, так и в автоматизированных высказываниях, отсутствием речевых эмболов, у взрослых — сохранностью письма и чтения. В отличии от бульбарной дизартрии, корковая не сопровождается атрофией и фасцикуляциями языка.

 Терапия речевых расстройств проводится на фоне этиопатогенетического лечения причинной патологии (посттравматических нарушений, инсульта, энцефалита, опухоли, перинатальной энцефалопатии). Успешное восстановление речи возможно при комплексном подходе к реабилитации пациента, достигается усилиями логопеда, невролога, реабилитолога, клинического психолога.

Восстановительная терапия включает следующие медикаментозные и немедикаментозные методы:  • Логопедические занятия. Работа по коррекции дизартрии должна начинаться в ранние сроки, сопровождаться развитием мотивации больного.

Основными методами являются артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, постановка трудных в артикуляции звуков и их автоматизация, развитие мелкой моторики. У детей в последующем проводятся занятия по коррекции ФФН.  • Фармакотерапию. Медикаментозная поддержка необходима для активации метаболических процессов в ЦНС с целью восстановления утраченных функций.

Читайте также:  Рак слюнной железы: симптомы опухоли, диагностика аденокарциномы и лечение новообразований слюнных желез в москве

Применяются нейрометаболиты, ноотропные фармпрепараты, медикаменты для улучшения церебральной гемодинамики. По показаниям осуществляется медикаментозная психокоррекция седативными средствами, антидепрессантами.  • Общую реабилитацию. Используется общий массаж, кинезиотерапия, рефлексотерапия.

Проводится массаж, механотерапия и лечебная физкультура для паретичных конечностей. Важным моментом является психологическая реабилитация больного, включающая психологическое консультирование, арт-терапию, релаксационные методики, групповые тренинги.

 В случае успешного лечения основной патологии и комплексной логопедической реабилитации прогноз благоприятный.

Степень восстановления речи зависит от этиологии поражения, выраженности речевых нарушений, возраста и психологического состояния больного.

Наиболее сложно поддаётся коррекции корковая дизартрия на фоне детского церебрального паралича, перинатальных травм ЦНС, пожилого возраста, депрессии.

 К мерам профилактики относятся предупреждение травматизма, лечение цереброваскулярной патологии, исключение онкогенных влияний, повышение сопротивляемости организма инфекционным агентам. Профилактика дизартрии у детей включает грамотное ведение беременности и родов, своевременную коррекцию осложнений беременности, адекватный выбор способа родоразрешения.

42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1 Модератор контента: Васин А.С.

Корковая дизартрия: признаки и лечение | НейроСпектр

Факторы, провоцирующие развитие патологических нарушений произношения, отличаются разнообразием. В характеристике корковой дизартрии отмечается несколько причин ее возникновения.

  1. Неблагоприятное внутриутробное развитие плода на фоне гипоксии, внутриутробной инфекции.
  2. Послеродовая асфиксия у ребенка.
  3. Черепно-мозговая травма (ЧМТ), вызванная тяжелыми родами, ударами или ушибами головы в младенческом возрасте.
  4. Новообразование в коре головного мозга.
  5. Последствия инфекционных заболеваний, среди которых краснуха, грипп, герпес, отит, туберкулез, ОРВИ.

Причины корковой дизартрии у детей нередко связаны со стремительными преждевременными родами. Не исключена вероятность развития заболевания у взрослых. Чаще причиной у этой категории пациентов выступает инсульт.

Симптоматика

Симптомы и признаки корковой дизартрии немногочисленны, но достаточно выразительны. Это:

  • нечленораздельное произношение слов;
  • удвоение или пропуск труднопроизносимых звуков;
  • нарушение ритмичности и темпа речи.

В речи пациента отсутствует четкое произношение переднеязычных звуков. При этом смысл произносимого сохраняется.

Классификация

Симптоматика заболевания напрямую зависит от типа заболевания. При эфферентной — корковой кинетической дизартрии, сопровождающейся поражением передней зоны коры мозга, наблюдается замедленный темп речи и отсутствие ритмики. Иногда такие пациенты выговаривают слова по слогам.

Афферентная (кинестетическая) форма провоцирует патологические изменения в нижней левой доле полушария головного мозга. В этом случае ребенок воспроизводит артикуляцию, но делает это с усилием. Ему сложно произносить согласные и шипящие звуки.

В зависимости от степени тяжести выделяются 4 степени патологии. I фаза корковой дизартрии выражена слабо. Отсутствие лечения провоцирует нарастание симптоматики. При IV форме возможно полное отсутствие речи.

Диагностика и лечение

Диагностировать корковую форму дизартрии у ребенка до 2 лет сложно. Тип речевой патологии выявляется неврологом и логопедом. Проводятся такие виды обследования, как нейровизуализация, КТ и МРТ головного мозга, ПЭТ-КТ, люмбальная пункция.

На основании результатов обследования врач назначает лечение.

Коррекция корковой формы дизартрии предусматривает комплекс мер, нормализующих речевую функцию.

В зависимости от особенностей клинического течения патологии применяются, в частности, следующие методы: использование ноотропных, сосудоукрепляющих и седативных медикаментозных препаратов; артикуляционные упражнения; коррекция произношения труднопроизносимых звуков; дыхательная гимнастика; занятия по формированию выразительной речи; пальчиковая тренировка; логопедический массаж.

Для устранения нарушений в речи врач назначает дополнительные процедуры. Это точечный массаж, лечебная гимнастика, физиотерапевтические сеансы.

Прогнозы и профилактика

С профилактической целью рекомендуется планировать беременность, отказаться от вредных привычек в период беременности, заранее согласовать метод родов с лечащим гинекологом во избежание родовых травм.

Своевременное обращение к логопеду обеспечивает эффективность коррекции корковой дизартрии у детей. Методика центра основана на глубоком понимании физиологии нервной системы детей.

Задача специалистов нашего Центра, родителей и самого ребенка — восстановить имеющиеся нейронные связи или создать новые, выполняющие функцию разрушенных.

Над решением этой задачи работают врачи, дефектологи и педагоги.

Реферат на тему "Дизартрия. Система коррекционно – педагогической работы"

  • Государственная организация образования
  • «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности».
  • Отделение «Семья» Новокузнецкого городского округа
  • Реферат
  • Тема: «Дизартрия. Система коррекционно-педагогической работы»
  • По курсу: «Психолого-педагогические основы специальной педагогической помощи детям с нарушением речи»

Выполнил: Стойкова Н.В. Учитель-логопед МКОУ «Специальная школа №30» Проверил: Чертенкова Г.И.

  1. Кандидат педагогических наук,
  2. Доцент кафедры
  3. ОиДПиПиП ЦПОНФИ КемГУ
  4. Новокузнецкий городской округ, 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

  1. Дизартрия. 4

    1. Классификация дизартрии. 5

    2. Характеристика дизартрии. 6

  2. Система коррекционно – педагогической работы при дизартрии. 13

    1. Первый этап логопедической работы. 14

    2. Второй этап логопедической работы. 15

  • Заключение 19
  • Список литературы 21
  • ВВЕДЕНИЕ

Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи.

Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.

Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок.

Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний.

Вместе с развитием речи как правило исчезают и вторичные изменения психики.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией (а — отсутствие данного признака или функции, артрон — сочленение).

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения.

Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже — нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

В ее основу положены принцип локализации, синдромологический подход, степень понятности речи для окружающих. Наиболее распространенная классификация в отечественной логопедии создана с учетом неврологического подхода на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи (О. В. Правдива и др.).

Различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, корковую.

Читайте также:  Уростомия

Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих была предложена французским невропатологом. G. Tardier (1968) применительно к детям с церебральным параличом. Автор выделяет четыре степени тяжести речевых нарушений у таких детей.

  1. Первая, самая легкая степень, когда нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка.
  2. Вторая — нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.
  3. Третья — речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих.
  4. Четвертая, самая тяжелая — отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия).

Дизартрия – причины, симптомы и формы дизартрии у детей и взрослых

  •      Содержание статьи:
  •      Что такое дизартрия
  •      Причины дизартрии у детей и взрослых
  •      Симптомы у детей
  •      Формы дизартрии:
  •             Бульбарная            Мозжечковая
  •             Корковая
  •             Подкорковая, или экстрапирамидная
  •             Псевдобульбарная
  •                 Скрытая форма

Дизартрия – одно из самых распространенных тяжелых расстройств речи. Иначе ее еще называют «косноязычие» или «каша во рту». Речь нечленораздельна, часто «хлюпающая», произношение звуков мезжубное, отсутствуют шипящие, вибранты и аффрикаты. Искажено произношение звуков раннего онтогенеза: М, П, Б, Д, Т, К, Г, Х. Нарушение произносительной стороны речи у детей обусловлено недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Работа с такими детьми занимает больше времени и требует огромного труда логопеда и терпения родителей.

Этиология

Отличительная особенность дизартрии – нарушение просодической и произносительной стороны речи. Страдает артикуляция, интонация, ритм, голосообразование, темп из-за органического поражения центральной и периферической нервной системы.

Причины дизартрии у детей и взрослых

Причины повреждений нервов – различные неблагоприятные факторы или в период внутриутробного развития ребенка, или во время родов или после рождения вследствие заболеваний. Речевые проблемы возникают в результате повреждения тех участков мозга, которые необходимы для управления двигательными механизмами речи.

При поражении периферических отделов нервной системы нарушаются структуры двигательных нервов к мышцам челюсти, губ, языка, щек, неба, глотки, гортани, диафрагмы и грудной клетки, а также структура ядер, которые расположены в стволе и в подкорковых отделах мозга, отвечающие за безусловно-рефлекторные эмоциональные речевые реакции, типа смеха, плача.

У взрослых и детей причины дизартрии разные. У взрослых она вызвана нарушением мозгового кровообращения вследствие сосудистых заболеваний, черепно-мозговых травм, опухолей мозга, инфекционных заболеваний (менингит, энцефалит).

У детей отмечается внутриутробная патология плода: гипоксия, краснуха, заболевание матери, употребление отдельных лекарств; родовые травмы, неправильное положение плода при родах, асфиксия, крупный плод, конфликт резус-фактора. Группы детей с дизартрией разнородные.

Прямой взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью отклонений нет.

Вверх

Дизартрия может быть как первичным дефектом, так и вторичным на фоне алалии, ринолалии, афазии, заикания, ДЦП, олигофрении, гидроцефалии, ЗПР, нарушения слуха и зрения. Наиболее часто встречается дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией.

Наряду с недостаточно четким произношением и нарушением просодики наблюдаются такие симптомы, как не резко выраженные нарушения памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, интеллекта, страдает пальцевая моторика, захватывают мелкие предметы кистью.

Может быть замедлено формирование ряда психических функций: некоторые движения сокращаются или могут отсутствовать. Например, ребенок начинает стоять раньше, чем сидеть, не умеет захватывать мяч, спускаться по лестнице, прыгать.

Часто у таких детей отсутствовала или была слабой стадия ползания, благодаря которой работа мозга активно разделяется на правое и левое полушария, образуя речевые зоны.

Эмоционально-волевые нарушения у дизартриков проявляются на 1-ом году жизни. Набор симптомов следующий: такие дети беспокойны, много плачут, требуют повышенного внимания, у них нарушен сон, аппетит: либо нет чувства меры (полнота), либо плохо едят.

Выявляется предрасположенность к срыгиванию, рвотам, диатезам, расстройствам ЖКТ, отказываются сосать грудь, наблюдается подтекание молока во время сосания из-под одного или обоих уголков рта, плохо приспосабливаются к изменениям погоды, метеозависимы.

В дошкольном и школьном возрасте симптомы следующие: дети двигательно беспокойны, излишне суетливы, склонны к раздражительности, колебаниям настроения или апатии, в отношениях со взрослыми или сверстниками проявляют грубость, непослушание.

При утомлении двигательные беспокойства усиливаются. Склонны к реакции истероидного типа, особенно, если добиваются желаемого.

Артикуляционная моторика при всех формах дизартрии нарушается в разной степени, наблюдается обильное слюнотечение (саливация).

Вверх

Формы дизартрии

Современная классификация болезни основана на принципе локализации нарушения. Выделяют бульбарную, мозжечковую, корковую, подкорковую или экстрапирамидную, псевдобульбарную и стертую формы дизартрии.

Бульбарная дизартрия – (от лат. bulbus – луковица, которую по форме напоминает продолговатый мозг) результат заболевания или воспаления продолговатого мозга, вследствие которого происходит одностороннее или двустороннее поражения лицевого нерва. Причиной может стать вирусное заболевание или отит. При одностороннем поражении развиваются вялые параличи мышц губ, одной щеки, которые приводят к нечеткой артикуляции губных звуков. При двустороннем повреждении произношение всех губных звуков идет по типу приближения их к единому глухому щелевому губно-губному или двугубному звуку (вместо В-Ф). Все смычные согласные сводятся к щелевому переднеязычному глухому звуку (вместо Б-П). Звуки не дифференцируются, характерна дисфония (расстройство голоса) или афония (отсутствие звучности в голосе). Нарушение произношения при бульбарной дизартрии часто сопровождается назализацией, гнусавостью (банка-манка), отсутствием мимики, гиперсаливацией, расстройством сосания и глотания твердой пищи. Вверх
Мозжечковая дизартрия вызвана поражением мозжечка, при котором нарушаются его связи с другими отделами ЦНС. Речь при этой форме дизартрии замедленная, импульсообразная, скандированная, с нарушениями ударения, громкости, угасанием голоса к концу фразы (напоминает речь пьяного человека). Наблюдается пониженный тонус мышц языка, губ. Язык тонкий, распластанный, его подвижность ограничена, темп неспешный, мягкое небо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Ребенок не может удерживать артикуляционную позу, проявляются избыточность или недостаточность объема движений языка. При напряжении и выполнении указанных движений наблюдается тремор языка. В анамнезе больного всегда есть ППЦНС. Расстроена просодика, выразительность речи, нарушено дыхание. Большинство звуков назализовано, нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. Ребенок с мозжечковой формой дизартрии обычно позже других заговорил. Особенности общей моторики – расстройство движения, ребенок часто падает, много травм. У большинства детей непропорционально большая голова. Из-за низкого мышечного тонуса ребенок имеет нарушение осанки (возможно остатки ДЦП), складывается пополам, укладывается на стол. У большинства мозжечковых дизартриков интеллект сохранен. Вверх
  1. Коррекционная работа логопеда строится с учетом формы дизартрии и подкреплена дифференциальной диагностикой, о которой поговорим в следующем материале.
  2. Вверх
  3. Автор Юлия Савельева

Есть вопросы? Задайте их логопеду. Онлайн. Бесплатно.

                                                 ЗАДАТЬ ВОПРОС

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector