Логопедический массаж при дизартрии: зондовый, точечный и расслабляющий логомассаж, приемы, последовательность и программы массажа при дизартрии в Москве

Дифференцированный логопедический массаж — часть комплексной медико-психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж используется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами.

При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Логопедический массаж — это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц.

Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, он в конечном счете опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи. Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет принципиальной возможности выполнить определенные артикуляционные движения.

Дифференцированный логопедический массаж могут осуществлять логопед, дефектолог, инструктор ЛФК, который прошел специальную подготовку (курсы повышения квалификации), владеет техникой массажа, имеет знания по анатомии и физиологии мышц речевого аппарата.

Логопед по возможности может обучить родителей ребенка элементарным приемам массажа и пассивной артикуляционной гимнастики, предварительно объяснив родителям их необходимость и эффективность. 4.2.1. Задачи, показания, противопоказания и условия проведения логопедического массажа Основные задачи логопедического массажа 1.

Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях — уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезий). 2.

Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих). 3. Стимуляция проприоцептивных ощущений. 4. Подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции. 5. Уменьшение гиперсаливации. 6.

Укрепление глоточного рефлекса. 7. Афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи). Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц. Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде поглаживания, пощипывания, растирания, разминания, поколачивания и вибрации.

При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей, что оказывает успокаивающее, расслабляющее воздействие. Энергичные и быстрые движения при массаже повышают раздражимость массируемых тканей, сокращают мышцы.

Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить мышечный тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. Дифференцированный массаж помогает в дальнейшем формированию и осуществлению произвольных (активных), координированных движений органов артикуляции.

Логопедический массаж выполняется в области мышц головы, шеи, а также верхнего плечевого пояса. Особое внимание должно уделяться мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся прежде всего мышцы языка и губ, а также щек и мягкого нёба. Именно эти мышцы обеспечивают речепроизводство.

Логопедический массаж целесообразно применять по рекомендации врача, который проводит медицинскую диагностику. Медицинское заключение должно содержать указание на наличие неврологической симптоматики в артикуляционной мускулатуре, а также форму и степень проявления неврологического синдрома (спастический парез, гиперкинетический, атактический, спастико-ригидный).

Но даже имея медицинское заключение невропатолога, логопед должен уметь самостоятельно провести обследование состояния мышечного тонуса и строения органов артикуляции. Известно, что часто у детей с неврологической патологией отмечается смешанный вариативный характер нарушений мышечного тонуса, т.е. в одних группах мышц может отмечаться спастичность, а в других — гипотония.

В связи с этим в одних случаях будет необходим расслабляющий массаж, а в других — стимулирующий. Логопеду нужно определить состояние тонуса следующих мышц: языка, губ, лица, шеи, верхнего плечевого пояса. Это устанавливается в ходе осмотра ребенка путем наблюдения и пальпации.

Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка.

Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже.

При выраженных нарушениях мышечного тонуса массаж можно проводить в течение нескольких лет (с небольшими перерывами). Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т.д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная — от 15 до 20 минут.

В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном — 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте — 25 минут. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли и насилия. Однако у некоторых детей отмечается повышенная чувствительность всех или отдельных артикуляционных мышц.

Одни дети испытывают неприятные ощущения в язычной мускулатуре (особенно под языком), у других детей — в лицевой мускулатуре или внутренней поверхности щек. Большинство детей достаточно быстро привыкают к процедуре массажа, неприятные ощущения при этом постепенно проходят. Не нужно с первых встреч сразу укладывать ребенка в горизонтальное положение.

Лучше поместить его в положение сидя (маленький ребенок может сидеть на коленях у мамы или в детском кресле, коляске в полуоткинутом положении). Если ребенок негативно настроен или испуган, первые сеансы массажа должны быть очень короткими и ограничиваться при этом только массажем кистей и пальцев рук или легким поглаживанием лицевой мускулатуры.

Логопед может на первых порах показать выполнение массажа на другом ребенке, с которым давно ведутся занятия, или на маме малыша. Во время массажа используются различные отвлекающие средства: пение песенки, чтение сказки или стихотворения. Ребенок обязательно должен чувствовать мягкое, доброе отношение логопеда к нему.

Руки логопеда во время проведения массажа должны быть чистыми, теплыми, без воспалительных процессов, с коротко остриженными ногтями; желательно не надевать украшений (колец и браслетов), мешающих проведению массажа. Кожа лица и губ ребенка также должна быть чистой, а рот — свободным от крошек или остатков пищи.

Массаж целесообразно проводить не раньше, чем через 2 часа после последнего приема пищи (особенно у детей с повышенным глоточным рефлексом). Положение тела при логопедическом массаже Перед началом сеанса массажа тело ребенка необходимо привести в правильное положение.

Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно — расслаблению), делает более свободным дыхание и облегчает работу логопеда.

При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения: 1) в положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик); 2) ребенок — в положении полусидя в кресле с высоким подголовником; 3) ребенок — в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске (это положение целесообразно применять с маленькими детьми первых лет жизни); 4) для детей, которые на первых сеансах боятся массажа или очень привязаны к маме, можно использовать положение сидя на коленях у взрослого. При массаже лицевой и губной мускулатуры логопед занимает положение сидя за головой ребенка или справа от него. Массируя язык, специалисту удобнее сидеть справа от ребенка. 4.2.2. Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры применяют в случае повышения мышечного тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе (поза 1). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится. Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы). Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц. Логопед совершает пассивные движения головой ребенка. Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад: а) одной рукой логопед поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки; б) медленными, плавными движениями логопед поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз. Расслабление лицевой мускулатуры: 1) поглаживание от середины лба к вискам; 2) поглаживание от бровей к волосистой части головы; 3) поглаживание от линии лба вокруг глаз; 4) поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей; 5) поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее; 6) поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа; 7) легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти; 8) надавливающий массаж лица от корней волос вниз. Расслабление губной мускулатуры: 1) поглаживание верхней губы от углов рта к центру; 2) поглаживание нижней губы от углов рта к центру; 3) поглаживание верхней губы (движение сверху вниз); 4) поглаживание нижней губы (движение снизу вверх); 5) поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ; 6) точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке); 7) легкое постукивание губ пальцами. При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводят с гиперкоррекцией пораженной стороны, т.е. на ней осуществляется большее число массажных движений. 4.2.3. Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз. Укрепление лицевой мускулатуры: 1) поглаживание лба от середины к вискам; 2) поглаживание лба от бровей к волосам; 3) поглаживание бровей; 4) поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны; 5) поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам; 6) сжимание подбородка ритмичными движениями; 7) разминание скуловой и щечной мышц (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам); 8) перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи); 9) пощипывание щек. Укрепление губной мускулатуры: 1) поглаживание от середины верхней губы к углам; 2) поглаживание от середины нижней губы к углам; 3) поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа; 4) пощипывание губ; 5) покалывание губ. Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация. Вибрацию можно производить ручным методом и при помощи механического прибора — вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей. Массаж продолжается 2-4 минуты (вибрация противопоказана детям с эписиндромом (судорогами). Логопедический массаж при дизартрии: зондовый, точечный и расслабляющий логомассаж, приемы, последовательность и программы массажа при дизартрии в Москве

Читайте также:  Сенсорная полинейропатия нижних конечностей: симптомы и признаки. Лечение в Москве по доступным ценам

Логопедический массаж при дизартрии: зондовый, точечный и расслабляющий логомассаж, приемы, последовательность и программы массажа при дизартрии в Москве Коломийцева Ольга Владимировна учитель-логопед, логопед-дефектолог, репетитор заикание, алалия, дисграфия и дислексия, дизартрия, логопедический массаж, тяжелые нарушения речи (ТНР), коррекция звукопроизношения

Логопедический массаж при дизартрии: зондовый, точечный и расслабляющий логомассаж, приемы, последовательность и программы массажа при дизартрии в Москве

Здравствуйте! Моя дочь занимаестя в центре “Логопед плюс” уже пять месяцев.  Я хотела бы выразить благодарность центру  за профессионализм и творческий подход к своей работе. В самом центре очень уютная обстановка. Что касается речи, то сложные звуки дочь освоила и осваивает без лишних усилий, все просто, ясно и есть результаты после каждого урока. Логопед грамотно объяснет нам что делать дома и четко выстраивает программу занятий на уроке. Все компетенто и по делу.

Логопедический массаж при дизартрии: зондовый, точечный и расслабляющий логомассаж, приемы, последовательность и программы массажа при дизартрии в Москве

Выражаю искреннюю благодарность логопедам со Снежной. Мы мыкались по логопедам столько, сколько никто не мыкался. Мы уже отчаялись и вот пришли сюда. Прошел год и одно лето. Ребенок заговорил и его нечленораздельные звуки стали словами. Спасибо Вам замечательные люди! Вы делаете хорошее дело. Спасибо Вам Маргарита Сергеевна!

Логопедический массаж при дизартрии: зондовый, точечный и расслабляющий логомассаж, приемы, последовательность и программы массажа при дизартрии в Москве

Хочу сказать спасибо логопеду Наталье Юрьевне за ее уроки с моим ребенком. У нас диагноз – задержка речевого развития. А скоро в школу! Пол-алфавита не говорим! Это было в том году. Сейчас у нас год до школы.

Говорим все звуки! Конечно, что-то еще подчищаем, конечно, не все так просто. Начали даже читать, хотя большого упора на чтение у нас не было. Буквы скорее сопровождали изучение звуков.

А главное – моего ребенка стали понимать ВСЕ, а не только я!

Логопедический массаж при дизартрии: зондовый, точечный и расслабляющий логомассаж, приемы, последовательность и программы массажа при дизартрии в Москве

Здравствуйте, меня зовут Алиса, я – мама Макеевой Лизы. Я бы хотела, чтобы вы опубликовали мой отзыв – благодарность. Я и вся моя семья очень благодарны Маргарите за ее долгую и кропотливую работу.

Когда я привела Лизу к Маргарите 2,5 года назад Лиза не умела даже дуть и многие слова говорила на вдохе «в себя».

Уже после первых занятий Лиза научилась правильно дуть, через полгода перестала говорить слова на вдохе, а сейчас у нее активная речь, и все это – заслуга Маргариты.

Мы будем ходить на занятия к Маргарите столько, сколько будет необходимо для того, чтобы Лиза четко и правильно говорила, потому что только после занятий с ней мы видим хорошие результаты.

Что такое Зондовый логопедический массаж и зачем он нужен? – ООО "Виво Клиник"

Логопедический массаж при дизартрии: зондовый, точечный и расслабляющий логомассаж, приемы, последовательность и программы массажа при дизартрии в Москве

Одним из методов, который использует в своей деятельности логопед — зондовый массаж. Эта процедура применяется для:

  • стимуляция речевой моторики;
  • улучшения мышечного тонуса артикуляционного аппарата.

Для проведения массажа используются специальные зонды. С помощью этих инструментов логопед воздействует на губные мышцы и языка, щёк, мягкого нёба с помощью скольжения, надавливания, отодвигания и потирания.

Описанные манипуляции с отдельными участками артикуляционного аппарата ведёт к его оздоровлению и восстановлению правильной работы.

Но кроме нормализации звукопроизношения зондовый массаж оказывает благотворное воздействие на нервную систему, что дополнительно стимулирует развитие детской речи.

Как и перед любой медицинской процедурой для зондового массажа требуется тщательная логопедическая диагностика, в ходе которой обследуются мимические и жевательные мышцы, входящие в артикуляционную систему, а также губ, щек, языка и мягкого нёба.

По результатам обследование определяется место и степень поражения, уточняется время, которое понадобится для лечения. Предварительная диагностика также направлена на определение наиболее эффективной методики массажа для с учётом всех особенностей пациента и его дефекта речи.

На срок, который понадобится для устранения недостатков влияют следующие факторы:

  • степени тяжести дефекта;
  • возраста пациента;
  • его индивидуальные особенности.

Следует заметить, что направляет на курсы массажа невролог (детский невролог) после предварительного обследования пациента. А логопед выбирает конкретную технику массажа и его интенсивность.

Логопедический массаж при дизартрии: зондовый, точечный и расслабляющий логомассаж, приемы, последовательность и программы массажа при дизартрии в Москве

Что такое логопедические зонды?

Зондовый массаж, как следует из названия, проводится при помощи специальных металлических инструментов. Их не следует путать с зондами по Рау, которые применяется для постановки звуков.

Автор массажного комплекса — Е.В. Новикова, которая получила патент на свою разработку 2000 году.

Набор зондов включает в себя 8 основных и 4 дополнительных зонда с определённым функционалом. Различное виды воздействия зондов на пораженные участки стимулируют чувствительность, улучшают связи между периферическими органами и корой головного мозга.

Логопедический массаж при дизартрии: зондовый, точечный и расслабляющий логомассаж, приемы, последовательность и программы массажа при дизартрии в Москве

Инструменты используют для работы с артикуляционными органами, предплечьем. Зоны массажа подбираются индивидуально, в зависимости от того, на что жалуется пациент. С помощью зондов можно расслабить мышцы лица и повысить их тонус, избавиться от спазмов. А воздействие на мышцы ведущей руки развивает моторику, помогает в формировании почерка.

С 2000 года технология не стоит на месте, и некоторые специалисты вносили свои улучшения. Например, известные логопеды Т.А. Воробьева и О.И. Крупенчук разработали свой вариант из 9 инструментов.

Специалисты ВИВО КЛИНИК в своей работе используют массажные логопедические зонды всех авторов, подбирая индивидуальные комплекты инструментов, исходя из целей и задач коррекции.

Логопедический массаж при дизартрии: зондовый, точечный и расслабляющий логомассаж, приемы, последовательность и программы массажа при дизартрии в Москве

В каких случаях поможет логопедический зондовый массаж?

  • при моторной алалии, когда у ребенка задержка речевого развития и нужен мощный толчок для «запуска» речи. Задача массажа — улучшить поступление сигналов в головной мозг, для развития пораженных отделов. После процедуры пациент начнёт звукоподражать.
  • при дизартрии (расстройства произношения, вызванного нарушением иннервации органов артикуляции), в том числе при ДЦП. Нормализуется тонус мускулатуры, улучшается проводимость нервных импульсов.
  • при заикании, для снижения тонуса мышц артикуляторов.
  • используется при реабилитации утраченных речевых функций у взрослых пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. Улучшается произносительный аспект речи, нормализуется тонус пораженных мышц, снижается гиперсаливация, улучшается жевание и глотание.
  • при гиперсаливации (повышенном слюноотделении) в любом возрасте.
  • при нарушении глотания и жевания.
  • при ограниченной подвижности языка, вследствие укорочения подъязычной связки. При легком нарушении массаж улучшит её эластичность. При более выраженном нарушении подъема потребуется хирургическое вмешательство.
  • при ринолалии.  Логопедический массаж разгладит рубцы, негативно влияющие на подвижности органов, послеоперационные швы, улучшит работу мышц.

Есть ли противопоказания у зондового массажа?

Противопоказания могут быть временными и абсолютными.

Временные противопоказания:

  • высокая температура;
  • плохое самочувствие, общая усталость;
  • тошнота и рвота;
  • повышенное артериальное давление;
  • высыпания на коже;
  • любые инфекционные болезни;
  • ротополостные инфекции, высыпания на слизистой полости рта (стоматит, гингивит);
  • стоматологические проблемы (кариес, пародонтоз и др.);
  • вирусные заболевания, например, герпес.

После исчезновения вышеперечисленных причин возможно выполнение массажного комплекса.

Абсолютное противопоказание:

  • все виды эпилепсии (массаж может стать причиной эпилептического припадка).

Если у человека повышенный глоточный рефлекс?

Повышенный глоточный рефлекс не является противопоказанием. Массаж, напротив, постепенно нормализует рефлекторную деятельность, улучшает качество жевания, глотания (делая его более безопасным и произвольно контролируемым), улучшает слюноотделение.

Как проводится массаж?

Сеанс массажа проводится лежа или в любой другой комфортной позе, которая позволит максимально расслабиться. В некоторых случаях мама может присутствовать в кабинете.

Логопед выбирает способы воздействия на мышцы в каждом случае индивидуально, после обследования состояния артикуляторного аппарата.

Логопедический массаж специалист проводит только в специальных одноразовых перчатках, медицинском халате и только стерильным инструментом. Всё оборудование подвергается обязательной медицинской стерилизации после каждого занятия.

Как часто проводится массаж?

Обычно логопедический массаж обычно проводится курсами, количество и периодичность которых назначается логопедом или наблюдающим врачом. Их длительность подбирается персонально для каждого пациента.

Среднее число процедур обычно в районе 10 продолжительностью от 5 до 25 минут. Между курсами делают месячный перерыв. Чаще всего требуется для появления результата нужно 3-4 курса, но иногда хватает и одного.

Читайте также:  Операция на пролежни: показания, методология, восстановление

Важно помнить, что результат появится только при регулярности курсов

На длительность процедуры влияет возраст пациента, степень поражения и индивидуальные особенности.

Например, часть логопедов предпочитают предварять сеанс массажем перед всеми своими занятиями.

Когда предпочтительнее проводить логопедический зондовый массаж?

Лучше всего натощак, либо через час-полтора после еды.

Какие преимущества и недостатки у зондового логопедического массажа?

Преимущества:

  • ускорение постановки звуков;
  • развитие моторных навыков;
  • улучшение работы мышц;
  • повышение тонуса;
  • гиперсаливация;
  • не требуется сложное оборудование и специальные условия для проведения процедуры.

Недостаток, пожалуй, можно выделить только один: зондовый массаж не может применяться как единственное средство борьбы с нарушениями речи.

На лечение тяжёлых нарушения речи может уйти 3-4 года и потребуется сочетание различных методов: физио- и медикаментозная терапия, массажи (логопедический и общий), регулярное посещение терапевта и психолога (итогом которых должно стать развитие речи на всех уровнях, выработка мотивации и развитие высших психических функций).

Есть ли еще какие «хитрости» при проведении массажа?

Ребенка знакомят с зондами постепенно, ненасильственно, что также является залогом успеха. Необходимо поощрение ребенка.

Взрослому же пациенту объясняются механизмы воздействия того или иного приема, имеет место рациональная психотерапия, визуализация конечного результата.

Важно знать, что в неумелых руках массаж может быть причиной неприятных ощущений и обратных реакций мышц (повышенный тонус), травмирования уздечки, усиления рвотного рефлекса и т. п. Условием положительного эффекта массажа является индивидуальный выбор техники воздействия на мышцу, что обеспечит специально обученный этому логопед. Так что доверьте его исполнение профессионалам.

В «ВИВО КЛИНИК» предлагается услуга по логопедическому зондовому массажу. Вы можете записаться к специалисту-логопеду на сайте на удобное время. Ждём вас на приёме!

Логопедический массаж при дизартрии у детей

Дизартрия — расстройство, при котором страдает произносительная сторона речи из-за недостаточной иннервации. Коррекция включает в себя логопедический массаж для детей при дизартрии. Он помогает снять спазм мышц, таким образом улучшая артикуляцию. Как нужно выполнять массаж при дизартрии, чтобы достичь максимального эффекта, какие виды воздействия бывают, расскажем в статье.

Коррекция дизартрии массажем у детей

Логопедический массаж при разных формах дизартрии предполагает механическое воздействие на различные участки лица и на язык. В итоге устраняется патологическая симптоматика в периферическом отделе речевого аппарата, меняется тонус мышц.

В результате у ребенка, снижается сила спазма мышц и их количество, происходит нормализация мышечного тонуса при дизартрии (артикуляционных и мимических мышц). Восстанавливается подвижность органов речи, улучшается кровоток в мягких тканях лица, головном мозге.

Эти факторы способствуют улучшению качества речи: она становится плавной, выразительной, понятной окружающим. Малыш начинает вести себя спокойнее, лучше спит.

Логопедический массаж назначает только логопед после детального обследования. Специалист оценивает степень нарушения, и в зависимости от этого подбирает индивидуальную схему коррекции.

Противопоказания

Логопедический массаж для детей при дизартрии нельзя проводить, когда у ребенка имеются:

  • сыпь, отеки различного характера на коже;
  • обострение герпетической инфекции;
  • простудные, вирусные заболевания;
  • воспалительные процессы полости рта и губ — стоматит, гингивит, кариес, грибковая инфекция;
  • воспалительные процессы близлежащих органов — конъюнктивит, ринит, лимфаденит, фурункулез;
  • порезы, ссадины, гематомы;
  • тяжелые хронические заболевания — онкологические, сердечно-сосудистые, гематологические, неврологические, психиатрические.

Массаж лица

Правильная последовательность проведения расслабляющего массажа такая: сначала воздействуют на лицо и губы, затем на язык.

Массаж лица при дизартрии заключается в растирании, разминании, поглаживании. Перед процедурой снимите украшения, ногти должны быть коротко подстрижены. Первые сеансы короткие, постепенно продолжительность увеличивается.

Классический вариант начинается с разминающих движений в области лба. Движения плавные, от центральной части в сторону висков. Затем поглаживание от бровей к линии волос подушечками всех пальцев.

На веки нельзя сильно нажимать: все движения должны быть легкими, поглаживающими. Направление — круговое, по часовой стрелке.

В области щек необходимо расслабить мышцы путем их растягивая от рта в сторону висков, а от скул — книзу, к подбородку. После этого переходим к носу, плавно растирая крылья вверх и вниз, поглаживая носогубную складку в направлении от носа к уголкам губ.

Артикуляционный массаж губ при дизартрии заключается в разминании вибрационными движениями, затем растирании от середины губ к уголкам. Затем растирают подбородок, поглаживают уши.

Когда у ребенка имеется асимметрия лица, разный тонус мышц слева и справа, уделяйте пораженной стороне больше внимания, чтобы добиться нормализации мышечного тонуса при дизартрии.

Логопедический массаж языка

Язык — основной орган речи. Поэтому логопедический массаж языка при дизартрии — необходимый элемент лечения. Помогает бороться со слабостью, ограничении подвижности мускулатуры, парезах и параличах. Специалисты в своей работе используют несколько методик. Рассмотрим их подробнее.

Массаж зубной щеткой

Зубная щетка за счет своей ворсинок отлично разминает язык. Ее можно использовать и на занятиях с логопедом, и для самостоятельного логопедического массажа в домашних условиях. Примерные этапы следующие:

  • положите бумажную салфетку или носовой платок под язык, чтобы слюна не стекала и не раздражала кожу. По мере намокания салфетку нужно менять;
  • ребенок должен расслабить язык настолько, насколько он сможет;
  • сначала выполните круговые разминающие движения по спинке языка, нажим при этом должен быть несильным;
  • поглаживание по всей площади языка, движения прерывистые, как при чистке зубов;
  • малыш напрягает язык, приподнимая его кверху, вы массируете нижнюю часть языка и ямку под ней.

При массировании следите за тем, чтобы не вызвать рвотный рефлекс у ребенка.

Массаж языка пальцами

Пальцевый логопедический массаж языка при дизартрии позволяет проработать все группы мышц, в том числе глубокие. Сеансы помогают снять гипертонус мимических и артикуляционных мышц. Для проведения процедуры нужны чистый носовой платок, салфетки тканевые, специальные напальчники

Этапы такие:

  1. Расслабление мышц языка;
  2. Захватите язык двумя пальцами, крутите по и против часовой стрелки, постучите по спинке;
  3. Движения на себя, при этом захват тремя пальцами за кончик: один — сверху, два — снизу;
  4. Теперь займемся средней частью языка. Также захватите язык и потяните к себе, задержавшись в этом положении на пару секунд;
  5. Захватите язык, немного оттяните к себе. В таком положении пальцами другой руки делайте сжимающие движения по всей поверхности языка. Сжали — отпустили, сжали — отпустили;
  6. Повороты вокруг оси, при этом язык нужно ставить на одно ребро, продержаться так пару секунд, потом на другое ребро;
  7. Необходимо работать и с губами — их роль в артикуляции значительная. Стучите по ним подушечками пальцев, растягивайте кверху и книзу, сворачивайте в трубочку.

Логопедический массаж при разных формах дизартрии нужно выполнять один-два раза в день, в течение 15 минут, в течение пары недель.

Точную продолжительность и количество вам подскажет логопед: всё зависит от диагноза и степени нарушений.

Учитывайте также возраст: маленькие дети не могут долго усидеть, поэтому один день выберите несколько упражнений, и выполните только их. А на следующий день делайте другие.

Зондовый массаж

Один из современных методов коррекции — зондовый массаж при дизартрии. Это из новых способов лечения, который постепенно завоевывает популярность. Проводится он при помощи специальных, зондов, разработанных Новиковой Е. В. — доктором педагогических наук.

Стандартный набор состоит из 9 инструментов, каждый из которых предназначен для определенных целей. Например, «саночки» в форме полозьев санок с закругленными концами предназначены для стимуляции мышц. «Топорик» в форме двух сплющенных петель может применяться и при повышенном (легкое воздействие), и при пониженном тонусе (сильное нажатие) мышц.

  • Есть вариации других авторов, например, зонды с су-джок эффектом для дополнительной стимуляции нервных окончаний и мышц.
  • После сеансов у детей нормализуется речевое дыхание, голос становится выразительным, сильным, устраняются дефекты звукопроизношения, улучшается состояние центральной нервной системы.
  • Артикуляционный массаж зондами при дизартрии нельзя делать детям до полугода, в этом возрасте такой необходимости и нет.
  • Последовательность проведения расслабляющего массажа определяет логопед/дефектолог, исходя из конкретной ситуации, тяжести заболевания и возраста пациента. Стандартная тактика следующая:
  1. Инструментом в виде маленького шара нужно водить по всей поверхности языка;
  2. Обкалывание языка зондом в виде вил. Происходит сокращение мышц. Затем врач совершает колебательные и вращательные движения инструментом в различных точках в течение пяти секунд;
  3. «Восьмеркой» нажимают на орган в нескольких точках;
  4. «Саночки» существуют в трех размерах. Ими тоже производят надавливающие движения;
  5. «Топорики» используются для скольжения с небольшим нажатием;
  6. «Крестовиной», «толкачиком»нажимают на язык, а потом убирают зонд. Происходит сокращение мускулатуры языка.

Зондовый массаж при дизартрии проводится длительно: обычно курсами по 2 – 3 недели. Каждое движение нужно повторить по 20 – 30 раз. Повторный курс показан через полтора месяца.

Можно ли проводить массаж в домашних условиях

Специалисты рекомендуют проводить логопедический массаж в домашних условиях. Во-первых, это залог непрерывности лечения, что влияет на эффективность коррекции.

Во-вторых, дети, особенно маленькие, в обычной обстановке более раскрепощены, а с незнакомым человеком даже заставить открыть рот бывает невозможно.

В-третьих, дома вы можете выполнять массаж в любое время: не нужно подстраиваться под график, менять свой режим, что само по себе стрессовый фактор.

Лицо массируйте при помощи пальцев. Можно использовать чайные ложки. Вместо зондов при массировании языка вы можете использовать также подручные средства: ложки или те же зубные щетки. Разминание пальцами также будет полезным.

Необходимо, чтобы вы умели делать расслабляющий массаж при дизартрии. Важно правильно делать все движения, знать, куда нужно нажать сильнее, а где лучше использовать легкие прикосновения. Обучиться можно на курсах. Также основы вам может показать логопед. Если сочетать процедуры с обычным массажем, эффект будет в разы выше. Только учтите, что он бывает расслабляющим или тонизирующим.

Читайте также:  Опухоль надпочечников: симптомы у женщин и мужчин, лечение рака надпочечников в москве

Неправильная техника может спровоцировать ухудшение: могут появиться другие виды нарушения речи, кроме дизартрии.

Важные правила логомассажа

Артикуляционный массаж при дизартрии — несомненно, эффективный способ коррекции. Чтобы получить пользу, и избежать осложнений, необходимо выполнить следующие условия:

  1. Все этапы лечения контролирует логопед: медикаментозное лечение, физиотерапию, массаж. Поэтому выбор специалиста — один из основополагающих моментов в терапии;
  2. Кроме профессиональных качеств, важно установить эмоциональный контакт между логопедом и ребенком. Значит, специалист должен уметь находить общий язык с детьми разных возрастов. Если ребенок будет вести себя скованно, начнет закатывать истерики во время сеансов — пользы от таких процедур не будет, какими бы регалиями не обладал логопед;
  3. Комната, в которой проводится расслабляющий массаж при дизартрии, должна быть комфортной. Нужно ее проветрить, убрать отвлекающие предметы;
  4. Делать процедуры лучше лежа. Но если ребенка так неудобно, он может сесть;
  5. Ребенок должен быть в хорошем настроении, сытым и довольным. Нельзя проводить лечение, когда он устал, эмоционально переутомился или болеет. Во время массаж он не должен испытывать дискомфорт или боли;
  6. Также важно ваше настроение. Если вы взвинчены, нервничаете, это почувствует малыш и тоже начнет беспокоиться;
  7. Если используете ложку, щетку, то приобретите их специально для массажа;
  8. Чем раньше начать терапию, тем быстрее вы получите результат. Поэтому обращайте внимание на речь ребенка, особенно если он находится в группе риска: у вас беременность и роды протекали тяжело, во время беременности вы болели, у ребенка была черепно-мозговая травма, он серьезно и долго болел, у вас есть близкие родственники с речевыми расстройствами. Первыми «звоночками» являются ограничение подвижности губ, неба, языка, трудности с сосанием, проглатыванием пищи. Гнусавость и невнятность речи, когда ребенок начал разговаривать. Если вы обнаружили эти симптомы, обратитесь к врачу;
  9. Процедуры будут эффективными только при комплексном подходе. Это значит, одновременно проводятся уроки с логопедом по постановке звуков, дыхательная гимнастика, развитие мелкой моторики.

Наберитесь терпения. Ведите обычную жизнь: пусть ваш малыш чувствует, что он ничем не отличается от остальных, что его также любят и ценят. Это — важный момент, который несомненно, поможет ему справиться со своими проблемами.

Логопедический массаж при дизартрии — Центр «Говоруша»

3 декабря, 2016

Дефекты речевого развития у детей (дизартрия) обычно имеют комплексные причины. Это может быть и нарушения в речевых центрах головного мозга, и проблемы с передачей нервных импульсов, и недостаточная подвижность речевых органов.

Основным методом, который помогает детям начать нормально говорить, является логопедический массаж при дизартрии. Его можно сравнить с тренировкой в тренажерном зале, ведь речевые органы – и, прежде всего, язык – управляются работой мышц.

С помощью процедуры и регулярных упражнений можно в короткие сроки добиться хорошего произношения всех звуков, включая самые сложные.

Показания и противопоказания

Главное показание при дизартрии – короткая подъязычная уздечка, которая является одной из причин дизартрии.

Процедура данного массажа при дизартрии помогает устранить дефекты произношения, улучшает тонус мышц языка, улучшает секреторную функцию кожи и активизирует ток крови и лимфы, что, в свою очередь, способствует улучшению газообмена между тканями.

Курс составляет 10-20 процедур ежедневно или с перерывом на день, после чего необходимо сделать паузу на 1-2 месяца для оценки результатов.

Противопоказаний  практически нет. Если у ребенка есть инфекционные заболевания (грипп, ОРВИ и другие), необходимо дождаться его выздоровления.

Также процедуру  массажа следует отложить на другое время при конъюнктивите, герпесе на губе и стоматите. С осторожностью нужно выполнять массаж при беспокойном характере ребенка, частых криках.

Если у ребенка замечались судороги, истерики и тремор подбородка то необходимо показаться неврологу.

Подготовка к логопедическому массажу

Результаты зависят от того, как ребенок будет подготовлен к сеансу. Очень важно для ребенка находиться в расслабленном состоянии, чтобы мышцы языка не были в напряжении. Для этого нужно принять правильное положение тела. Специалист, в свою очередь, создают благоприятную обстановку.

Мы будем рады Вам помочь и с помощью консультации и логопедического массажа. Обращайтесь в Центр Развития Речи «Говоруша»,

Наши телефоны:

т. +7(812) 642-05-13
т. +7(921) 744-18-52

Адрес: Санкт-Петербург, ул Пулковская дом 2, корпус 1. (ст. метро Звездная).

У нас работают профессиональные дипломированные специалисты, которые действительно смогут помочь в коррекции проблем связанных с задержкой развитием речи. После первой консультации и диагностического обследования ребенка специалист рекомендует необходимое количество сеансов, а также даст рекомендации по поддерживающим упражнениям и домашнему заданию.

Под дизартрией понимают комплекс отклонений в развитии нервной системы и органов речевого аппарата у детей, вследствие чего они не могут нормально произносить некоторые звуки.

В постановке данного диагноза (дизартрия) принимают участие логопед и невропатолог. Коррекция дизартрии также ведется комплексными методами.

Для улучшения подвижности речевых органов (в первую очередь, языка) активно практикуется логопедический массаж.

Логопедический массаж при дизартрии – НейроСпектр

В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» разработана методика помощи детям с нарушениями речи, поведения, интеллекта. Она основывается на выявлении причин, которые вызвали проблему, и их коррекции.

Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа реабилитации, которая учитывает особенности его нервной системы. Она состоит из нейрофизиологического, педагогического и аппаратного компонентов. А потому если родители в борьбе с дизартрией сомневаются в своих силах, лучше обратиться к квалифицированному специалисту.

В Центре опытный логопед выполнит необходимую процедуру в игровой форме, чтобы максимально увлечь ребенка процессом.

Лечение при помощи логопедического массажа

Логопедический массаж для ребенка при дизартрии является наиболее эффективным методом коррекции нарушений развития речевого аппарата, который может проводиться как опытным специалистом нашего Центра, так и родителями в домашней обстановке. Приоритетом является спокойствие и комфорт ребенка во время процедуры.

Первый сеанс длится 5 минут, постепенно его продолжительность увеличивается. В некоторых случаях занятие может длиться до получаса. Родителям рекомендуется самостоятельно выполнять процедуру, следуя советам логопеда. Можно делать пальцевой массаж или использовать зубную щетку.

Преимуществом в данном случае является возможность проведения процедуры в максимально удобное время, когда ребенок сыт, в хорошем настроении, расположен к взаимодействию. Это обеспечивает непрерывность лечения, что напрямую влияет на его эффективность.

Противопоказания к назначению логомассажа

Помимо самочувствия пациента, необходимо учесть ряд факторов, наличие которых существенно снижает результативность процедуры:

  • респираторные заболевания или вирусные инфекции;
  • грибковые поражения кожных покровов;
  • воспалительные процессы глаз или во рту;
  • открытые раны.

При наличии обстоятельств, препятствующих комфортному проведению курса логомассажа для детей при дизартрии, его следует отложить или использовать другие методы лечения. Также с 3 лет комплекс логопедического массажа при дизартрии может включать разминание мышц речевого аппарата при помощи зонда. Эту технику нельзя выполнять в домашних условиях.

Методика центра основана на глубоком понимании физиологии нервной системы детей. От родителей требуется поддержка и выполнение упражнений с ребенком дома. От самого малыша — вовлеченность и интерес к занятиям, который обеспечат опытные педагоги.

Основные принципы использования логопедического массажа при профилактике и коррекции речевых нарушений

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ПРИ ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ.

Статья написана для журнала НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М.Сеченова

В статье сформулированы основные принципы использования логопедического массажа в целях профилактики и коррекции таких речевых нарушений как дизартрия, ринолалия, нарушения голоса, заикание. Показана специфика использования логопедического массажа с учетом строения и функций мышц разных отделов периферического речевого аппарата.

Кандидат педагогических наук, доцент,

Старший научный сотрудник

Е.А. ДЬЯКОВА

НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М.Сеченова

Логопедический массаж — это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Данный метод представляет собой одну из логопедических техник, способствующих как нормализации произносительной стороны речи, так и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.

Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностируются такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, нарушения голоса, заикание, а также в целях профилактики речевых расстройств у детей доречевого периода развития, у которых имеются различного рода двигательные нарушения. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц [5].

Логопедический массаж может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко, массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

В целях профилактики речевых расстройств массаж используется на самых ранних этапах лечебно-педагогической работы с детьми раннего возраста, имеющих различного рода неврологическую симптоматику, особенно страдающих детским церебральным параличом.

Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, который владеет техникой логопедического массажа, т. е. прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также этиопатогенез речевых нарушений.

Элементы массажа могут осуществляться родителями ребенка, специально проинструктированными и обученными логопедом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector