Дизартрия – причины, симптомы у взрослых, формы, диагностика и лечение в Москве

Дизартрия - причины, симптомы у взрослых, формы, диагностика и лечение в Москве

Дизартрия — расстройство речевых функций, связанное с недостаточной иннервацией мышц артикулярного аппарата. Симптомы патологии специфичны: пациенты страдают от нарушений речевой моторики, звукопроизношения и речевого дыхания. Запущенное течение дизартрии может привести к анартрии — полной неспособности к произношению звуков.

Рассматриваемое нарушение диагностируется у 5–6% детей дошкольного возраста. Пациенты сталкиваются с расстройством артикуляции, темпа, ритма и интонационной окраски речи. Окружающим сложно понимать говорящего, разбирать отдельные слова и целые фразы.

Дизартрия входит в число самых распространённых расстройств речевых функций, уступая только дислалии. Патология развивается на фоне органических поражений центральной и периферической нервной системы. Диагностика и лечение нарушений устной речи ведётся логопедами, неврологами и психиатрами.

В большинстве клинически диагностируемых случаев расстройство становится осложнением детского церебрального паралича. Органические поражения ЦНС, приводящие к манифестации дизартрии, формируются в период внутриутробного развития плода или во время родов. Наиболее распространённые причины расстройства речевых функций:

  • вирусные и бактериальные инфекции при беременности;
  • недостаточное поступление кислорода к плоду;
  • Rh-несовместимость плода и матери;
  • осложненные роды;
  • преждевременные роды.

Выраженность симптоматики дизартрии коррелирует с тяжестью двигательных нарушений при церебральном параличе.

Поражения ЦНС могут развиться у новорождённых и детей в возрасте до одного года на фоне менингита, энцефалита, гнойного среднего отита, гидроцефалии, тяжёлых интоксикаций, черепно-мозговых травм.

Взрослые сталкиваются с симптоматикой дизартрии при инсультах, нейрохирургических операциях, опухолях головного мозга. Расстройство может проявляться как осложнение рассеянного склероза, бокового амиотрофического склероза, болезни Паркинсона, нейросифилиса или олигофрении.

Неврологи классифицируют расстройство с учётом локализации первичных очагов поражения речевого аппарата. На основании этого выделяются следующие формы дизартрии:

  • бульбарную;
  • псевдобульбарную;
  • подкорковую;
  • мозжечковую;
  • корковую.

Логопеды используют иной подход к анализу речевых расстройств. Они классифицируют дизартрию по выраженности симптоматики. Патология первой степени незаметна для родителей ребёнка, признаки нарушений можно выявить только во время специальных тестов.

Вторая степень дизартрии характеризуется заметными дефектами звукопроизношения, которые не мешают пониманию речи окружающими. При расстройствах третей степени процесс говорения сопровождается многочисленными искажениями звуков. Разобрать их могут только родственники ребёнка.

Четвёртая степень дизартрии диагностируется при полной нечленораздельности речи. Часто этот тип нарушения становится осложнением неполного развития психики.

Расстройство первой степени может протекать практически бессимптомно. Вторая, третья и четвёртая степени дизартрии обладают специфической симптоматикой. Речь отличается:

  • невнятностью;
  • замедленным темпом;
  • непоследовательностью;
  • отсутствием эмоциональной окраски.

Дизартрия и методы её лечения

Дизартрия — это речевое нарушение, которое развивается в результате органического повреждения участков головного мозга, являющихся речедвигательным анализатором, а также из-за поражения нервных окончаний, отвечающих за иннервацию мышц артикуляционного аппарата. Людям без соответствующего образования сложно понять что такое дизартрия, так как это не единичное заболевание с выраженной симптоматикой, а ряд нарушений. Причём для каждой возрастной категории детей характерны свои особенности данного речевого расстройства.

Отличительным симптомом дизартрии является то, что проблема возникает не с произношением некоторых звуков, а страдает вся произносительная часть речи.

При этом наблюдается ограничение подвижности не только речевой, но и мимической мускулатуры. Речь ребёнка не имеет плавности, она нечёткая и смазанная, её темп может быть ускоренным или замедленным.

Страдает и голос, который может быть резким, или наоборот, тихим, глухим и слабым.

Тяжесть и степень выраженности подобного состояния во многом зависит от характера имеющегося повреждения. Несмотря на то что дизартрия, как речевое нарушение, известно с древних времён, даже существующие сейчас методики терапии не всегда позволяют полностью скоррегировать данное нарушение. Возможности восстановления зависят от множества факторов.

Для успешной коррекции дизартрии требуется комплексный подход, состоящий из логопедических занятий, лекарственного лечения, лечебной физкультуры и физиотерапии.

Причины развития речевого нарушения

Примерно в 85% случаев определение этого патологического состояния приходится на малышей раннего возраста. В большинстве случаев это нарушение сопутствует детскому церебральному параличу. Органическое поражение тканей мозга происходит ещё в период внутриутробного развития или же на фоне различных неблагоприятных факторов, которым подвергся малыш в возрасте до 2 лет.

Наиболее часто к ДЦП, ведущему к развитию дизартрии у детей, приводят такие патологии беременности, как:

  • гипоксия плода;
  • токсикозы;
  • резус-конфликт;
  • тяжёлое течение родовой деятельности;
  • ядерная желтуха новорождённых;
  • асфиксия во время рождения;
  • недоношенность;
  • соматические заболевания.

В большинстве случаев у детей наблюдается лёгкая форма дизартрии — стёртая. У детей степень выраженности этого нарушения речи находится в тесной взаимосвязи с имеющимися двигательными расстройствами. Известно, что при двойной гемиплегии, самой тяжёлой форме ДЦП, дизартрия выявляется у подавляющего числа детей.

В раннем возрасте данное речевое нарушение может развиться на фоне других типов поражения ЦНС. Другие причины дизартрии у детей не страдающих ДЦП — это повреждения тканей мозга, полученных при пережитых нейроинфекциях, а также при тяжёлых интоксикациях, гнойном среднем отите, черепно-мозговых травмах и гидроцефалии.

Классификация видов и форм дизартрии

Мозг человека является крайне сложной структурой, поэтому данное нарушение речи у разных детей протекает отнюдь не по одному сценарию. В зависимости от локализации повреждённого участка выделяются следующие виды дизартрии:

  • бульбарная;
  • псевдобульбарная;
  • эктрапирамидная;
  • мозжечковая;
  • корковая.

В отдельную классификацию выделяются расстройства, возникающие у детей на фоне ДЦП. У них возникают специфические формы дизартрии в зависимости от ведущего клинического синдрома. Таким образом, у детей, страдающих детским церебральным параличом, это нарушение может быть:

  • ригидным;
  • паретическим;
  • гиперкинетическим;
  • атактическим;
  • атактико-гиперкинетическим.

В зависимости от имеющейся логопедической проблемы выделяются 4 основные формы, каждая из которых имеет свои особенности:

  1. Как правило, первая или стёртая дизартрия у детей может быть обнаружена исключительно на приёме у логопеда. Нередко её наличие не доставляет особого дискомфорта ни малышу, ни окружающим. Лишь применением специальных методик и тестов, логопед может определить симптомы стёртой формы. Подобные нарушения легко поддаются коррекции у хорошего специалиста.
  2. При второй степени выявляются характерные дефекты звукопроизношения. Некоторые имеющиеся нарушения заметны окружающим, но речь остаётся понятной.
  3. При третьей степени дизартрии звукопроизношение сильно нарушено. Речь больного понятна только самому близкому окружению, в то время как посторонним она не всегда ясна.
  4. Самой тяжёлой считается дизартрия 4 степени. Может наблюдаться полная потеря способность к речи. Часто даже близкие люди не могут с уверенностью сказать, что именно говорит больной. В этом случае обычно диагностируется анартрия.

Возможные симптомы

Симптомы дизартрии обычно представлены дефектами звукопроизношения и голоса, сочетающимися с нарушениями речевого дыхания и моторики. Это довольно сложный комплекс, который может быть выражен в разной степени тяжести. Страдают:

  • интонация речи;
  • звукопроизношение;
  • фонематические функции;
  • лексико-грамматическое построение предложений;
  • чтение и письмо.

Кроме того, имеется ряд неречевых признаков. Например, дизартрия у детей с ЗПР (с расстройствами мышечного тонуса, речевого дыхания и нарушения артикуляции) нередко сочетается с нарушениями познавательной деятельности, своеобразностью формирования личности.

Комплекс симптомов у детей в полной мере проявляется обычно в пять лет, хотя выраженные отклонения могут быть замечены родителями уже в 2 года, так как малыш в этом случае трудно обучается речи и плохо произносит даже простые слова.

Особенности форм дизартрии

Все изученные клинические разновидности этого расстройства имеют особенности развития и присущие только им нарушения. При наиболее часто встречающейся бульбарной дизартрии наблюдается амимия, арефлексия, расстройство сосания, нарушения жевания и глотания пищи. Мышцы ротовой полости атоничны.

Обычно у детей до 5–6 лет, имеющих выраженное поражение ЦНС, наблюдается психический дисбаланс и ряд симптомов, которые могут указывать на степень выраженности повреждения:

  • в речи имеются звуки самые лёгкие в произношении, чаще это гласные
  • сложные согласные звуки сильно упрощаются, образуя единый щелевой звук;
  • даже лёгкая степень дизартрии этой формы характеризуется сильной назализацией тембра, афонией или дисфонией.

При наличии у больного псевдобульбарной формы, все нарушения являются результатом спастического паралича и мышечного гипертонуса.

Это ведёт к дисфункции подвижности языка, в результате чего значительную трудность представляет его перемещение вверх и отведение в стороны.

У людей, страдающих бульбарной формой, имеются трудности с быстрым переключением из одного артикуляционного положения в другое.

Дизартрия - причины, симптомы у взрослых, формы, диагностика и лечение в Москве

К сопутствующим нарушениям относится обильное слюнотечение, поперхивание, усиление глоточного рефлекса и дисфагия. Обычно речь при такой форме имеет невнятный и смазанный характер. В ней могут присутствовать носовые нотки. Нередко наблюдается грубое нарушение воспроизведения свистящих и шипящих звуков, соноров. Если присутствует лёгкая дизартрия, речь вполне понятна окружающим.

При подкорковой форме обнаруживаются гиперкинезы, то есть непроизвольные мышечные движения артикуляционных и мимических мышц. Это расстройство способствует развитию артикуляционных спазмов.

Наблюдается нарушение силы и тембра голоса, заметно изменение просодической стороны речи (мелодика, длительность, интенсивность, темп и тембр произнесения). Иногда у больных могут наблюдаться непроизвольные гортанные выкрики.

Данное расстройство может сочетаться с другими нарушениями, например, заиканием.

При мозжечковой форме происходит нарушение координации речевого процесса. В результате отмечается тремор языка, синдром скандинавской речи, отдельные выкрики. Даже стёртая форма дизартрии этого вида характеризуется невнятной и сильно замедленной речью.

Обычно наблюдается нарушение произношения губных и переднеязычных звуков, имеются признаки атаксии (нарушение согласованности движений различных мышц). Таким образом, у больных с мозжечковой формой может наблюдаться неловкость движений и нарушение равновесия.

Корковая форма обычно характеризуется расстройством произвольной моторики при артикуляции. Как правило, нарушения просодики, голоса и речевого дыхания отсутствуют. Дизартрия отличается выраженными расстройствами речи. Кроме того, могут возникать быть проблемы с чтением и письмом, использованием средств языка.

Как проводится диагностика

Большинство детей до 5 лет, имеющих органические повреждения мозга, с рождения находятся под наблюдением детского невролога. Детям всех возрастных групп при необходимости назначаются занятия у логопеда, который может определить и скорректировать даже незначительные отклонения в произношении звуков.

Учитывая, что нарушение развивается на фоне повреждения тканей головного мозга и периферических нервных окончаний, ведущее место отводится инструментальным методам исследования. Обычно в этом случае диагностика дизартрии включает проведение:

  • электроэнцефалографии;
  • электронейрографии;
  • электромиографии;
  • МРТ головного мозга;
  • транскраниальную магнитную стимуляцию и т. д.

Каждое обследование даёт больше информации о характере имеющихся повреждений. Далее невролог может назначить проведение ряда лабораторных исследований, в том числе анализ спинномозговой жидкости.

После всесторонней оценки мозга пациенту будет рекомендовано посещение логопеда для проведения обследования и определения имеющихся нарушений устной и письменной речи.

Читайте также:  Питание при деменции: что вредно и что необходимо. Уход за больными и лечение деменции в Москве

После того как будет поставлен диагноз дизартрия, лечащий невролог и логопед разрабатывают необходимую схему медикаментозного, физиотерапевтического лечения и педагогического воздействия, позволяющую избавиться от этого расстройства.

Особенности лечения и коррекции

Возможности восстановления на фоне имеющихся органических повреждений головного мозга во многом зависят от степени тяжести общего состояния ребёнка и имеющихся дополнительных нарушений.

Стадия запущенности процесса играет немаловажную роль, так как если малыш начал получать помощь в 1 год, то шансы на восстановление у него высокие. Если на второй год ребёнок уже начинает внятно говорить, это хороший признак. Однако лишь в редких случаях врачи могут дать относительно полный прогноз касательно возможности восстановления речевых функций.

Стоит отметить, что чем раньше было начато направленное лечение дизартрии у детей, тем выше шансы на успех.

Кроме того, немаловажное значение имеет готовность родителей выполнять рекомендации специалистов. Лишь когда отмечается стёртая дизартрия, может быть достигнут серьёзный прогресс и полная нормализация речевых навыков. При тяжёлых формах нарушения можно лишь улучшить состояние.

В некоторых случаях удаётся достичь возможности нормального восприятия речи окружающими, но при этом некоторые дефекты речи все равно остаются.

Как правило, комплексная работа невролога, логопеда, специалиста по лечебной физкультуре, массажиста и психоневролога позволяет добиться значительных результатов.

При выявлении признаков перинатального поражения мозга может потребоваться профилактика дизартрии с первых месяцев жизни. Важно избегать черепно-мозговых травм у малышей, так как именно они нередко становятся причиной развития этого нарушения.

Для лечения дизартрии в первую очередь подбираются необходимые медикаментозные препараты для купирования неврологических симптомов, вызванных органическим поражением мозга. Это крайне важный момент, так как в противном случае, неврологическое состояние мозга может ухудшиться, что повлечёт за собой ещё большие нарушения.

Так как коррегировать дизартрию необходимо комплексно, может быть показана реабилитация. В лечебный комплекс могут входить:

  • ЛФК;
  • целебные ванны;
  • точечный массаж;
  • рефлексотерапия;
  • иглоукалывание;
  • механотерапия;
  • акупрессура;
  • физиотерапия и др.

Параллельно с врачебной терапией должен работать логопед. Особенно важна помощь этого специалиста, если была выявлена дизартрия у ребёнка до 5–6 лет, так как в этом случае шансы на полное восстановление очень высоки.

Обычно упражнения при дизартрии включают как артикуляционные тренировки, так и разработку мелкой моторики пальцев рук и восстановление общей моторики. Существует масса игр, которые позволяют решить эту задачу и при этом будут интересны малышу, даже если у него имеется задержка в развитии.

Кроме того, маленьким пациентам требуется специальный логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика при дизартрии требуется для улучшения моторики речевого аппарата. Значительно помогают улучшить речевые навыки дыхательные и ортофонические упражнения.

Упражнения для логопедических занятий

Упражнения для пальчиковых игр и гимнастики:

  1. Занятие проводится по мотивам считалочки «Мальчик-пальчик, где ты был», которую медленно озвучивает взрослый. Ребёнку нужно раскрыть ладонь, и по ходу произносимых родителем слов последовательно прикасаться большим пальчиком к указательному, среднему, безымянному и мизинцу.
  2. В комнате создаются условия для игры в «Театр теней», во время которой ребёнку нужно при помощи своих рук стараться изображать тени зверей (собачка, зайчик, птица). Процесс станет интересней и полезней, если создаваемых животных оживить. Пусть ребёнок пошевелит пальчиками, чтобы птичка могла полететь, зайчик пошевелить ушком.
  3. Проведение массажа ручек. Техника подбирается индивидуально, с учётом мышечного тонуса рук. Он может быть повышенным (спастичным) или слабым, вялым. При спастичности упор нужно делать на лёгкие поглаживающие движения. Для укрепления мышечного тонуса проводят активные поглаживания, разминают и растирают пальчики и ладошки.

Приёмы для артикуляционной зарядки:

  1. Упражнение «Лошадка», которое в совокупности с другими приёмами поможет тренировать язык. Ребёнку нужно стараться имитировать звуки копыт животного, громко «цокая» язычком. При этом губы должны быть растянуты в улыбке.
  2. Упражнение «Лопаточка», направленное на выработку умения удерживать язык в широком распластанном состоянии при расслабленных мышцах.
  3. Упражнение «Змея», при котором ребёнку нужно улыбнуться и посменно высовывать/прятать язычок, подражая змее.
  4. Сворачивание языка в трубочку.
  5. Упражнение «Качели», это своеобразная растяжка языка; кончиком нужно постараться дотронуться носа, а потом подбородка.

Работа над развитием речевого дыхания:

  1. Выполнение дыхательной гимнастики по Стрельникову.
  2. Игра между родителем и ребёнком в «гонки». Потребуется два шарика из ваты, расположенных на столе. Каждый участник дует на свой шарик — машинку, чей комок окажется дальше, тот и победитель.
  3. Метод «волшебного дыхания». В каждую ноздрю малыша нужно вставить маленькие ватные тампоны (неглубоко), его задачей является организовать дыхание так, чтобы вата осталась на своём месте.

Занятия по мелкой моторике:

В данном аспекте, подбор развивающих игр не имеет ограничений, разработано множество занятий. Необходимо ориентироваться на индивидуальные возможности ребёнка. Постепенно следует подключать новые упражнения и задачи. Даже если с первого раза не получаются некоторые движения, то упорство и регулярность позволят добиться хороших результатов.

Некоторые варианты заданий:

  • массаж ладошек в сопровождении присказки «Сорока-ворона»;
  • хлопанье в ладоши, игра в «Ладушки-ладушки»;
  • разрывание мягких цветных листов бумаги;
  • перелистывание страниц в красочной книге;
  • перебирание бусинок пальчиками;
  • просыпание крупы сквозь пальцы для развития моторики и тактильных ощущений;
  • пересыпание круп в разные ёмкости;
  • рисование простых фигур, цифр, букв на крупах или песке (постепенно задание нужно усложнять);
  • закручивание и откручивание крышек на баночках из-под маминого крема разной формы для развития ловкости рук;
  • вовлечение в процесс одевания ребёнка; пусть он самостоятельно старается застегнуть или расстегнуть молнию, пуговицы, завязать шнурки;
  • лепка из пластилина, глины кружков, колбасок;
  • рисование карандашами, раскрашивание, обводка пунктирных изображений, элементарная штриховка, собирание мозаики, кубиков, вырезание детским ножницами различных предметов, фигур.

Как сформировать ориентацию в пространстве:

  1. Ребёнок оставляет оттиски своих стоп и ладоней на листе бумаги, его задачей является правильно определить, какой отпечаток принадлежит левой или правой конечности.
  2. Игра в импровизированный «магазин». Родитель говорит, куда нужно разместить продукты (на полку, под стол, справа от печенья). В процессе упражнения ребёнок учится правильно понимать, где лево, право, сверху, снизу.
  3. Применение счётных палочек для отображения заданной фигуры, предмета.

Тут перечислена лишь малая часть упражнений, которые назначаются в качестве дополнительной меры для отработки в домашних условиях.

Логопедический массаж и постановку правильного звукопроизношения следует доверить специалисту.

В процессе занятий логопед может научить правильной технике выполнения упражнений, чтобы родители могли выполнять их дома, тем самым помогая в повышении эффективности коррекционной работы.

Дизартрия: причины, симптомы, классификация, методы диагностики и лечения

Дизартрия — это нарушение работы речевого аппарата, связанное с расстройством иннервации артикуляционных мышц. Болезнь диагностируется уже в детском возрасте, благодаря прямым и косвенным симптомам. У таких детей наблюдаются проблемы с произношением слов и звуков, снижение речевой активности, в некоторых случаях речь становится невозможной. Клинический Институт Мозга предлагает индивидуальные программы диагностики и лечения дизартрии, а также подбор комплекса реабилитации. Пациентам потребуется пройти инструментальное обследование с изучением активности участков нервной системы, ответственных за иннервацию мышц речевого аппарата. Работа с логопедом, лечебный массаж и медикаментозная терапия приносят значительные улучшения, которые сказываются на повседневной жизни и социальной активности.

Определение и общие сведения

Дизартрия — это логопедическое нарушение. Его частота составляет всего 3—6% всех детей, но наблюдается тенденция к возрастанию этого показателя.

Болезнь находится в тройке наиболее распространенных расстройств речи, наряду с дислалией (дефектами речи, не связанными с поражением центральной нервной системы) и алалией (серьезными нарушениями либо полным отсутствием речи у детей).

Дизартрия возникает вследствие нарушения работы центральной либо периферической нервной системы, что сказывается на иннервации мышц губ и языка, гортани, неба, гортани и дыхательных мышц.

Причины дизартрии

Болезнь может быть врожденной либо приобретенной. В большинстве случаев она связана с детским церебральным параличом и диагностируется в первые 2 года жизни. Ее причинами могут быть осложнения течения беременности, а также нарушения, которые происходят уже после рождения ребенка. К ним относятся:

  • во время беременности — токсикозы, кислородное голодание плода, резус-конфликт, многоплодная беременность, инфекционные заболевания матери;
  • патологические роды, которые сопровождаются асфиксией либо травмами, особенно с повреждением головы;
  • в ранний постнатальный период — желтуха, недоношенность, инфекции, которые протекают с поражением центральной нервной системы;
  • в детстве — гнойные инфекции головного мозга (менингит, энцефалит), гидроцефалия (накопление жидкости в головном мозге), черепно-мозговые травмы, воспаление среднего уха.

Дизартрия может развиваться у ранее здоровых людей, уже во взрослом возрасте. У таких пациентов наблюдается постепенное ухудшение четкости произношения, которое прогрессирует в комплексе с другими симптомами.

Причинами подобных расстройств могут становиться заболевания нервной системы: различные виды склероза, атеросклероз, болезнь Паркинсона, миастения и другие патологии.

Они часто проявляются ухудшением не только речи, но также памяти, внимания, снижением социальных навыков.

Симптомы и классификация

Дизартрия может проявляться как в стертой, так и в ярко выраженной формах. Это зависит от степени нарушения иннервации и от локализации поврежденного участка центральной либо периферической нервной системы. Все расстройства могут протекать с повышением либо снижением тонуса мышц речевого аппарата. Выраженные случаи характеризуются следующими признаками:

  • гипертонус мышц — постоянное напряжение языка, лица и шеи, плотное смыкание губ, что ограничивает подвижность речевого аппарата;
  • гипотонус мышц — у таких пациентов постоянно приоткрыт рот, язык расслаблен и не может выполнять необходимые для произношения звуков движения, может происходить непроизвольное слюноотделение;
  • дистония — в состоянии покоя мышцы остаются полностью расслабленными, но при попытках воспроизведения звуков происходит их спастическое сокращение и резкое повышение тонуса.

В домашних условиях отследить патологические изменения сложно, особенно если болезнь протекает в стертой форме.

Однако, лечение наиболее эффективно именно на ранних этапах, поэтому врачи Клинического Института Мозга рекомендуют проходить профилактические обследования у логопеда для детей дошкольного возраста.

Если вовремя не отследить дефекты речи — состояние может постепенно прогрессировать.

Клиническая картина

При дизартрии характерны любые дефекты речи. Их выраженность зависит от формы и степени нарушения иннервации определенных групп мышц. На начальных стадиях эти изменения сможет диагностировать только логопед, а выраженные формы сопровождаются стойкими изменениями речи и дикции. К ним относятся:

  • нарушения произношения отдельных звуков, невнятная и смазанная речь;
  • замена отдельных звуков либо их пропуски, замедленный темп речи;
  • характерные нарушения — смягчение согласных звуков, невозможность правильного произношения шипящих и свистящих, неправильное воспроизведение глухих и звонких звуков;
  • затруднение дыхания во время речи — вдохи и выдохи становятся быстрыми, прерывистыми, поверхностными;
  • недостаточная сила голоса — пациенты часто разговаривают тихо.
Читайте также:  Удаление вилочковой железы при миастении: последствия и осложнения. Лечение миастении в Москве

Если дизартрия проявляется в детском возрасте, она может сказываться на общем развитии ребенка. Сложности с коммуникацией приводят к ограничению словарного запаса, невозможности полноценного развития интеллектуальных способностей. Также болезнь часто сопровождается дисграфией — недостаточным развитием психических способностей, которые участвуют в контроле письменной речи.

Формы дизартрии

При диагностике дизартрии обязательно учитывается ее неврологическая классификация. Ее основные принципы — это локализация поврежденного участка нервной системы и комплекс симптомов, которые можно заметить на первичном обследовании.

Диагноз обязательно подтверждается в ходе исследования функции головного мозга и периферических нервов.

В Клиническом Институте мозга есть все условия для полноценной диагностики нарушений речи, в том числе связанных с недостаточностью нервной системы.

Бульбарная дизартрия

Бульбарная форма дизартрии связана с нарушением прохождения нервного импульса в ядрах черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозге. Это могут быть подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы, реже — лицевой либо тройничный, а также различные комбинации. Эта форма проявляется характерными расстройствами речевой активности:

  • нарушение артикуляции;
  • изменение тембра голоса;
  • неспособность дифференцировать согласные звуки — они все воспроизводятся схожим образом.

Бульбарная дизартрия часто диагностируется в раннем детстве. У таких пациентов проявляется нарушение не только речевой активности, но и других функций, в том числе сосательного и глотательного рефлексов.

Вследствие расстройства работы лицевой группы мышц, могут наблюдаться затруднения приема как твердой, так и жидкой пищи.

Однако, выраженность симптомов отличается, и болезнь может не сказываться на способности к самообслуживанию и социальной активности.

Псевдобульбарная форма

Псевдобульбарная дизартрия возникает при нарушении работы проводящих корково-ядерных путей. Клиническая картина обусловлена повышением тонуса мышц речевого аппарата, что проявляется комплексом типичных симптомов:

  • сложности с движением языка во время устной речи, невозможность зафиксировать его в определенном положении (поднять к небу либо отвести в сторону);
  • смазанная речь с характерным носовым оттенком;
  • нарушение воспроизведения согласных звуков, особенно шипящих и свистящих.

Псевдобульбарная форма также может проявляться дополнительными симптомами. Из-за повышенного тонуса лицевых мышц, могут затрудняться глотательные движения, у пациента наблюдается риск поперхнуться твердой или жидкой пищей. Также характерны непроизвольные движения мимических мышц.

Подкорковая форма

Подкорковая дизартрия еще называется экстрапирамидной и развивается при нарушении прохождения нервного импульса в области подкорковых ядер центральной нервной системы. Основной механизм патологических изменений — это гиперкинезы, неконтролируемые движения мышц или их групп, в том числе лицевых или мимических.

Этот синдром может проявляться и в спокойном состоянии, но часто обостряется при попытке устной речи. Тембр голоса у таких пациентов часто меняется, может внезапно становиться слишком громким либо тихим. Речь быстрая либо медленная, но ее темп может меняться, также для подкорковой дизартрии характерно заикание.

Экстрапирамидная форма может возникать отдельно либо в комплексе с сопутствующими нарушениями. Она часто диагностируется в сочетании с другими формами дизартрии, в том числе бульбарной, псевдобульбарной либо мозжечковой.

Мозжечковая дизартрия

Мозжечковая форма связана непосредственно с нарушением прохождения нервного импульса по проводящим путям мозжечка. У пациентов наблюдаются сложности с контролем речевой активности, воспроизведением слов и отдельных звуков. Общая картина может включать следующие характерные проявления:

  • дрожание языка;
  • нарушение четкости речи — пациент концентрируется на точном воспроизведении слов, но могут присутствовать отдельные повышения либо снижения тембра и силы звука, выкрики;
  • сложности с воспроизведением звуков, которые требуют точности работы мышц языка и губ.

Поражение мозжечка влияет не только на речевую функцию. У таких пациентов часто наблюдается нарушение координации движений, шаткость походки и расстройства двигательной функции конечностей. При легкой форме болезни, пациент испытывает трудности с удержанием равновесия, особенно в движении.

Корковая дизартрия

Корковая форма дизартрии — это следствие поражения отдельных участков коры головного мозга. Болезнь может возникать как в раннем детстве, так и во взрослом возрасте. Основной механизм развития — это артикуляционная апраксия.

Синдром заключается в невозможности выполнять сложные последовательные процессы, связанные между собой. Речь таких пациентов невнятная, но нарушения дыхания и изменения тембра голоса отсутствуют.

В процессе обследования важно провести дифференциальную диагностику от моторной афазии — заболевания, которое характеризуется идентичными нарушениями, но также включает нарушение понимания разговоров, неспособность к письменной речи.

Степени дизартрии

От степени дизартрии зависит прогноз для пациента и возможность его нормальной социализации. Диагностика болезни обязательно проводится логопедом, который специализируется на коррекции речевых нарушений, связанных с расстройствами работы нервной системы. Всего выделяют 4 основные стадии, первая из которых — наиболее безопасная и не влияет на качество жизни пациента.

  • Первая стадия дизартрии — скрытая. Дефекты могут быть незаметны даже близким родственникам, поскольку речь остается максимально внятной и понятной. Диагностировать расстройство можно только на обследовании у логопеда.
  • Вторая степень также не влияет на развитие ребенка. Дефекты речи заметны посторонним людям, но она остается понятной. У пациента не возникает сложностей с коммуникацией, что обеспечивает возможность полноценного развития интеллектуальных способностей и посещения общеобразовательных заведений.
  • При третьей стадии дизартрии у пациента уже наблюдаются трудности в коммуникациях с посторонними людьми. Речь невнятная, ее бывает сложно понимать даже близким людям. Однако, при грамотной реабилитации сохраняется возможность озвучить простые мысли и обеспечить базовые потребности. Интеллектуальное развитие затруднено, в результате неспособности к нормальной коммуникации.
  • Последняя стадия дизартрии — анартрия. Речь у таких пациентов полностью отсутствует, что прямо связно с нарушением интеллектуального развития. Характерно непроизвольное воспроизведение отдельных звуков и сочетаний, которые не несут смысловой нагрузки, а также неконтролируемые движения лицевой мускулатуры либо значительное снижение ее тонуса.

Врачи Клинического Института Мозга настоятельно рекомендуют проходить плановые обследования у логопеда, начиная с раннего детства. Нарушения дикции в дошкольном возрасте — это нормальное явление, и большинство случаев проходят без применения специфической терапии. Однако, дизартрия требует длительного лечения, которое позволит избежать осложнений и прогрессирования болезни, а также обеспечить максимальную социализацию пациента.

Методы диагностики и лечения

Клинический Институт Мозга специализируется на диагностике и лечении расстройств речевой активности, в том числе обусловленных нарушениями нервной деятельности. Важный этап — это обследование у логопеда, в ходе которого выявляются даже скрытые формы дизартрии.

Процедура состоит из нескольких этапов, при которых дается оценка правильности дыхания и равномерности речи, воспроизведения отдельных звуков и осознанных словосочетаний. Также пациенту предлагается пройти определенные тесты, которые выявляют степень развития письменной речи.

Это может быть как переписывание фрагментов текста, так и письмо под диктовку, а также осознание письменной речи.

Дополнительные этапы диагностики направлены на выявление участка нервной системы, в котором находится очаг поражения. Это возможно, благодаря специфическим методикам:

  • электрофизиологические исследования, в том числе электроэнцефалография и оценка активности лицевых мышц;
  • исследование головного мозга путем транскраниального магнитного излучения;
  • МРТ головного мозга.

Лечение дизартрии — это длительный процесс, который полностью проходит под контролем врачей Клинического Института Мозга. Терапия направлена на укрепление нейронных связей и стимуляцию проведения нервных импульсов, а также на улучшение речевой активности.

Главное условие положительной динамики — работа грамотного логопеда и невролога, а также систематичность занятий. Хороший терапевтический эффект достигается благодаря физиотерапии, лечебной физкультуре, специальным техникам массажа (рефлекторному, точечному).

Кроме того, рекомендуется санаторно-курортное лечение, в том числе направленное на улучшение коммуникационных способностей пациента. Полезно времяпровождение с животными — большинство специалистов рекомендуют иппотерапию.

Прогноз зависит от стадии болезни, а также от своевременности ее диагностики и систематичности лечения. При легкой степени дизартрии возможно полное восстановление речевой функции, при тяжелых — ее частичное улучшение.

Источник: https://www.neuro-ural.ru/patient/dictonary/ru/d/dizartriya.html

Если у Вас есть вопросы по проблеме, Вы можете задать их нашим специалистам онлайн: https://www.neuro-ural.ru/patient/consulting/

Дизартрия

Дизартрия у детей в 65-85% случаев сопровождает ДЦП. В менее выраженных формах может появляться при проблемах, возникших в момент внутриутробного, родового периода и даже в период раннего развития ребенка.

Причин возникновения заболевания в процессе беременности и при родах очень много:

  • серьезный токсикоз во время беременности;
  • резус-конфликт;
  • гипоксия;
  • наличие хронических соматических заболеваний у матери;
  • проблемы при родах – асфиксия, травма, рождение раньше срока, патологии при родах;
  • ядерная желтуха новорожденных.

После рождения, даже если в утробе или в процессе родов в нервной системе не возникло никаких патологий, риск развития ДЦП все равно остается. Стимулировать его появление могут нейроинфекции, серьезные отравления, травмы, гнойный отит, гидроцефалия.

У взрослых также может возникнуть нарушение речи, если мозг был поврежден болезнями, травмами, опухолями. Развитие речевого дефекта провоцируют:

  • инсульт;
  • опухоль головного мозга;
  • рассеянный склероз;
  • болезнь Паркинсона;
  • миастения;
  • миотония;
  • нейросифилис и т.д.

Классификация

Классификация производится по трем типам характеристик – по расположению проблемы в нервной системе, по синдрому при ДЦП (при каждом из них проявляется свой тип отклонений) и по тому, насколько тяжело или легко понять речь пациента (последняя – классификация логопедов). Рассмотрим каждую по порядку.

В зависимости от того, где локализуется источник проблемы, можно выделить всего 5 типов:

  1. Бульбарная дизартрия – в продолговатом мозге есть ядра нескольких важных черепных нервов, которые необходимы при формировании речи: подъязычный, языкоглоточный, блуждающий, когда эти нервы поражены, возникают проблемы с речью. Наиболее выраженные признаки – расстройства жевания, глотания, арефлексия, назализация, отсутствие дифференциации звуков между собой.
  2. Псевдобульбарная– требует дифференциации от бульбарной, одним из признаков является насильственный плач или смех. В данном случае поражаются корково-ядерные проводящие пути. Этот тип заболевания характеризуется смазанной невнятной речью, сонорные, свистящие и шипящие звуки произносятся неправильно. Больному сложно управлять кончиком языка.
  3. Мозжечковая – причина в поражении мозжечка/проводящих путей, как видно из названия. Тут наблюдается медленная и невнятная речь, звуки, воспроизводящиеся с использованием губ и передней части языка, получаются плохо, наблюдаются отдельные выкрики.
  4. Корковая – поражения в коре головного мозга. В этом случае наблюдается только артикуляционная апраксия.
  5. Подкорковая – аналогично связана с повреждением подкорковых ядер. Этот тип может сочетаться с первым, вторым и третьим, для него характерны артикуляционные спазмы, нарушения тембра и силы голоса, непроизвольные выкрики.
Читайте также:  Кардиореабилитация после инфаркта

По ведущему клиническому симптому ДЦП выделяют следующие формы дизартрии:

  • спастико-ригидная,
  • спастико-паретическая,
  • спастико-гиперкинетическая,
  • спастико-атактическая,
  • атактико-гиперкинетическая.

По тяжести дифференцируется 4 степени дизартрии, где первая – стертая дизартрия (ее признаки может определить только логопед), вторая – когда речь понятна, но окружающие замечают дефекты, третья – только близкие, которые часто общаются с пациентом, могут его понять, четвертая (анартрия)– речи нет, либо она совершенно непонятна.

Симптомы

Дизартрия

СОДЕРЖАНИЕ

Дизартрия – это патологическое состояние, при котором человек не может нормально выговаривать звуки, в результате чего речь становится невнятной.

Подобная проблема, чаще всего, возникает у детей на фоне родовых травм или врожденных патологий, реже у взрослых из-за тяжелого поражения центральной нервной системы.

Сочетание медикаментозной терапии, физиопроцедур и занятий с логопедом во многих случаях позволяет хотя бы частично восстановить речевую функцию.

Общая информация

Дизартрия входит в тройку самых распространенных логопедических нарушений. В зависимости от степени поражения нервной системы, она может быть едва заметной или выраженной настолько, что человека невозможно понять. При этом расстройстве в той или иной степени страдают:

  • артикуляция;
  • фонация;
  • речевое дыхание;
  • темп и ритм речи;
  • интонации.

Записаться на прием

Причины

Подавляющее большинство случаев дизартрии регистрируется в детском возрасте и нередко является врожденной патологией, вызванной следующими проблемами:

  • ДЦП;
  • выраженный токсикоз и гестоз во время беременности;
  • нехватка кислорода во время внутриутробного развития;
  • резус-конфликт;
  • заболевания матери во время беременности;
  • тяжелые роды, родовые травмы, асфиксия новорожденных;
  • желтуха новорожденных;
  • недоношенность.

В число причин приобретенной дизартрии входит:

  • инфекционное поражение головного мозга и его оболочек (энцефалит, менингит);
  • тяжелые гнойные формы отита;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • острые или хронические нарушения мозгового кровообращения;
  • кровоизлияния в головной мозг;
  • аутоиммунные поражения;
  • болезнь Паркинсона;
  • тяжелые интоксикации;
  • рассеянный склероз;
  • хирургические вмешательства на головном мозге или костях черепа;
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками;
  • сифилитическое поражение центральной нервной системы и т.п.

Нередко дизартрия возникает после длительной комы, возникшей после тяжелой травмы, отравления или обширного инсульта.

Виды и степени

Классификация дизартрии основана на локализации патологического очага, который определяет выраженность тех или иных симптомов. Различают следующие виды патологии:

  • бульбарная: связана с поражением нервных ядер в продолговатом мозге;
  • псевдобульбарная: возникает при патологии нервных волокон, отвечающих за проведение импульсов от коры к ядрам черепно-мозговых нервов;
  • экстрапирамидная (подкорковая): нарушена работа подкорковых ядер;
  • мозжечковая: возникает при патологии мозжечка и нервных волокон, идущих от него;
  • корковая: патологические очаги формируются непосредственно в коре головного мозга.

В зависимости от тяжести патологии различают 4 степени заболевания:

  • первая (стертая): проблемы с произношением звуков обнаруживаются только в процессе обследования у логопеда;
  • вторая: дефекты произношения хорошо заметны окружающим, но речь пациента остается понятной;
  • третья: звуки изменены до такой степени, что больного понимают только близкие родственники, контактирующие с ним постоянно;
  • четвертая: речь невозможна или представляет собой непонятный набор звуков.

Симптомы

Проявления дизартрии очень обширны и во многом зависят от уровня поражения. Изменения артикуляции возникают на фоне следующих нарушений:

  • повышенный или пониженный тонус мышц, отвечающих за артикуляцию (мускулатура губ, языка, мягкого неба);
  • спазмы лицевой и шейной мускулатуры;
  • ограничения движений языка;
  • повышенное выделение слюны;
  • отсутствие полного смыкания губ или, наоборот, чрезмерное смыкание;
  • нарушение дыхания, в результате которого речь становится прерывистой.

Каждая из форм дизартрии имеет свои характерные речевые и неречевые проявления.

  • Бульбарная форма, помимо невнятности речи проявляется глухостью голоса, выраженным нарушением речевого дыхания. Пациенты отмечают, что им стало трудно зажмуривать глаза и сдвигать брови к переносице. При одностороннем поражении отмечается легкая асимметрия овала лица. В дальнейшем развивается патология глотания: при питье жидкость попадает в носовую полость, в дальнейшем появляются аналогичные проблемы при употреблении более густой пищи. У многих людей отмечается головная боль, головокружения, тошнота и слабость.
  • Псевдобульбарная форма характеризуется заторможенностью и обрывистостью речи. Высокий тонус языка не позволяет нормально произносить шипящие звуки, а также гласные «и», «е», «ы». Губы не сжимаются полностью, в результате чего слюна постоянно подтекает из уголков рта. При развитии патологи в младенческом возрасте отмечаются проблемы с сосанием и глотанием молока.
  • Главным признаком корковой формы является гнусавость голоса в сочетании с трудным произношением согласных. Речь становится растянутой, медленной. Это связано с поражением кончика языка, отвечающего за произношение букв «т», «д», «с» и других. У детей эта патология вызывает трудности с концентрацией внимания, чтением и письмом, взрослые нередко впадают в депрессию из-за проблем с речью.
  • Экстрапирамидная дизартрия проявляется постоянным изменением скорости речи от быстрой к медленной и наоборот. Нередко больной повторяет одни и те же слова, фразы или слоги. Значительно страдает психоэмоциональное состояние. Рот часто полуоткрыт, в уголках рта скапливается слюна.
  • При мозжечковой дизартрии речь теряет плавность и ритмичность, в словах пропадают ударения. Сила голоса непостоянно, а речь затруднена из-за постоянного напряжения человека. Патология сопровождается нарушением координации движений, избыточным потоотделением и нарушением пережевывания твердой пищи.

Диагностика заболевания

Диагностикой дизартрии занимаются неврологи и логопеды. Для точной постановки диагноза назначаются следующие обследования:

  • подробный опрос с выявлением основных жалоб, времени и обстоятельств их возникновения; сбор сведений о перенесенных травмах и заболеваниях, наличии хронической патологии;
  • неврологический осмотр с обязательной оценкой состояния мышц глотки, качества нижнечелюстного и глоточного рефлексов;
  • логопедические тесты для оценки речевых нарушений;
  • осмотр ЛОРа при гнусавости голоса (для исключения других причин появления этого симптома);
  • общие анализы и обследования для оценки состояния организма: общий анализ крови и мочи, тесты на базовые инфекции и гормоны, ЭКГ;
  • электронейромиография: оценка проведения нервного импульса по нервным волокнам и мышцам, а также качества реакции мускулатуры на стимуляцию;
  • транскраниальная магнитная стимуляция: воздействие на кору головного мозга магнитным излучением для оценки возбудимости отдельных нейронов и коры, в целом; позволяет оценить работы центров речи и зрения, способности воспринимать информацию и т.п.;
  • электроэнцефалография: регистрация электрических импульсов, возникающих в процессе работы головного мозга; позволяет выявить ряд патологических процессов;
  • МРТ головного мозга: позволяет выявить абсцессы, очаги некроза после инсульта, признаки нехватки кислорода, опухоли и другие патологические образования.

При необходимости назначаются дополнительные тесты и консультации для исключения иных причин возникшей симптоматики.

Лечение дизартрии

Лечение требует комплексного подхода. Занятия с логопедом, выверенная медикаментозная схема, физиотерапия, артикуляционная гимнастика – все это позволяет добиться хорошего результата.

Лекарственные средства подбираются в зависимости от конкретной формы заболевания. Врачи используют:

  • ноотропы (энцефабол, пикамилон) для стимуляции работы головного мозга и улучшения памяти;
  • седативные средства (персен): стабилизируют работу нервной системы, снимают излишнее напряжение;
  • блокаторы кальциевых каналов (циннаризин, глиатилин): улучшают кровообращение в головном мозге, увеличивают поступление кислорода и питательных веществ;
  • средства для ускорения метаболизма (актовегин): улучшают обмен веществ в ЦНС.

При необходимости применяются препараты других групп. Дозировка, сочетание средств и схема приема подбираются в индивидуальном порядке.

Занятия с логопедом – это длительный процесс, направленный на стимуляцию мелкой моторики и разработку мускулатуры, необходимой для произношения звуков. Комплекс включает в себя:

  • арикуляционную гимнастику;
  • упражнения для развития мелкой моторики (особенно актуальны для детей);
  • дыхательные упражнения;
  • восстановление навыков письма и чтения;
  • коррекцию выразительности речи.

Дополнительный эффект оказывают:

  • лечебная физкультура (стабилизирует кровообращение в головном мозге и улучшает дыхательную функцию);
  • общеукрепляющий массаж;
  • логопедический массаж: разминание языка, губ, неба, щек для укрепления артикуляционного аппарата;
  • физиотерапия: магнитотерапия, лазерное воздействие, лечебные ванны и аппликации;
  • лечение на курортах, бальнеотерапия и т.п.

Если дизартрия спровоцировано каким-либо заболеванием, процесс его лечения идет параллельно.

Записаться на прием

Осложнения

Осложнения дизартрии актуальны, в первую очередь, для ребенка, поскольку нарушенная речь вызывает проблемы с адаптацией и обучением:

  • нарушение процесса чтения и письма;
  • проблемы с обучением в школе за счет нарушенного на фоне патологии восприятия звуков;
  • сложности с общением со взрослыми и сверстниками, вызывающие психологические проблемы.

Профилактика

Чтобы не искать, где и как лечить дизартрию, важно заранее уделить внимание мерам ее профилактики:

  • во время беременности соблюдать все рекомендации врача, полноценно питаться и отдыхать;
  • развивать мелкую моторику;
  • проводить логоритмические занятия;
  • заниматься физкультурой и танцами;
  • посещать логопеда и невролога для раннего выявления проблем и их коррекции;
  • полноценно питаться.

Если речь идет о взрослом человеке, правила профилактики дизартрии включают:

  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • контролировать уровень артериального давления, проводить профилактику сосудистых заболеваний;
  • своевременное лечение возникающих патологий, в том числе инфекций;
  • соблюдение правил безопасности, исключающих интоксикацию на рабочем месте;
  • минимизировать курение и употребление алкоголя;
  • придерживаться принципов правильного питания, не допускать ожирения;
  • регулярно гулять на свежем воздухе.

Лечение в клинике «Энергия здоровья»

Клиника «Энергия здоровья» предлагает каждому пациенту комплексное лечение дизартрии любой формы и степени. Опытные специалисты работают в команде, дополняя друг друга. Мы предлагаем:

  • полную диагностику на современном оборудовании;
  • консультации опытных специалистов: неврологов, логопедов, оториноларингологов и т.п.;
  • назначение современных препаратов для коррекции дизаритрии;
  • общеукрепляющий и лечебный массаж;
  • физиотерапию при наличии показаний;
  • ЛФК и мануальную терапию при необходимости;
  • организацию санаторно-курортного лечения;
  • обучение родственников правилам развития речи, массажа и гимнастики.

Преимущества клиники

Современная многопрофильная клиника «Энергия здоровья» – это качественные медицинские услуги по доступной цене. Каждый пациент может рассчитывать на:

  • прием по предварительной записи без длительного ожидания в очереди;
  • вежливое и тактичное обращение со стороны персонала;
  • помощь врачей широкого и узкого профиля;
  • консультации зарубежных специалистов при необходимости;
  • полный спектр лабораторной, инструментальной и функциональной диагностики;
  • современные комплексные подходы к назначению лечения;
  • медицинское наблюдение на протяжении терапии, коррекцию лечения при необходимости;
  • полноценную реабилитацию с использованием физиотерапии, массажа, ЛФК и т.п.;
  • выдачу необходимых справок и заключений;
  • комфортабельный стационар дневного пребывания.

Дизартрия лишает человека возможности быть понятым окружающими. При первых признаках «каши во рту» не тяните с обращением к специалисту, записывайтесь на прием в «Энергию здоровья».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector